Тороидальный трансформатор для усилителя — снижаем электромагнитные помехи

Два тора установлены соосноНередко приходится слышать жалобы даже от опытных разработчиков по поводу "неизбывных" помех или "наводок" частоты питающей сети, проникающих в сигнальные цепи аппаратуры. Думаю, тема электромагнитных помех интересует не только разработчиков аудио-аппаратуры высокой верности воспроизведения и энтузиастов-самодельщиков, но и любого уважающего своё призвание инженера-электронщика. Статья посвящена лишь одному приёму, ощутимо снижающему суммарную напряжённость магнитного поля, распространяемого трансформаторами за пределы своих габаритов. Методов борьбы с наводками питающего напряжения много, по нескольким самым основным пройдёмся в конце лишь кратенько, в качестве памятки.

Один тор хорошо, а два - лучше!

Изначально эту идею я где-то выловил. Если знаете автора-изобретателя - подскажите, пожалуйста! Всё очень просто: если взять два одинаковых тора, которые к тому же и нагружены хотя бы приблизительно одинаково, установить их спинка к спинке и подключить так, чтобы излучаемое каждым трансформатором магнитное поле было в противофазе к полю его соседа - магнитные поля от двух трансформаторов в большой степени взаимно компенсируются. Таким образом можно значительно снизить уровень помех просто слегка изменить конструктив.

Откуда возьмутся два одинаковых трансформатора? Нередко для питания усилителя требуется пара идентичных трансформаторов, это может быть выгодно по цене и габаритам, полезно для развязки каналов и т.п. Если же аппарат проектируется "с нуля" - то можно, например, использовать по одной обмотке с каждого тора для получения двуполярного напряжения.

Вот так уместились по два 150-ваттных тора в моноблоках, которые я собирал ещё в прошлом столетии:

Тороидальные трансформаторы по 150VA

Тестовая обмотка на двух торах (courtesy Atmel)Как проверить, что трансформаторы действительно подключены в противофазе: достаточно намотать тестовый виток (или несколько) на оба тора сразу - при правильно подключенных первичных обмотках на такой "общей" тестовой не должно быть напряжения. Полезно так же проверить "от обратного": временно поменять фазу первичной обмотки одного из трансформаторов и убедиться, что тестовый виток развивает определённое напряжение.

Даже в случае неидеальной симметрии суммарный уровень магнитной помехи, излучаемой трансформаторами, будет значительно снижен.

Дьявол обитает в мелочах

Именно в расчёте на случай несимметричных трансформаторов нельзя закорачивать "нулевой" виток. А поскольку ни в природе ни в электронике не бывает двух абсолютно одинаковых созданий - правило это надо соблюдать всегда. Казалось бы - откуда ему там вообще взяться, этому витку, да ещё общему для двух трансформаторов? Это может быть, например, ось, на которую "нанизаны" оба тора, которая вместе с корпусом образует короткозамкнутый виток. Весьма удобное конструктивное решение, и его вполне можно применить, надо лишь разорвать цепь, заизолировав один из концов оси, например как на картинке:

Изолятор на одном из концов крепёжной оси

Под гайки подложены изолирующие шайбы из стеклотекстолита, а на саму ось, в том месте, где она проходит через алюминиевый уголок, надета ПВХ трубочка.

Хозяину на заметку

Краткий перечень других методов по снижению помех. Надеюсь, со временем список будет пополняться, в частности и Вашими усилиями. Так что заглядывайте почаще!

  • Метод "грубой силы": помещаем трансформатор в защитный экран из магнитомягкого материала. Весьма эффективно как для борьбы с помехами, так и, увы, для поднятия общего бюджета изделия.
  • Самый действенный способ уменьшить магнитную составляющую помех от трансформатора - это снизить индукцию в сердечнике. Иными словами - приобретайте качественные изделия. В случае тех моноблоков, что на картинках, при заказе трансформаторов я попросил изготовителя сначала рассчитать изделия как обычно, а потом добавить ко всем обмоткам по 10% витков. В результате ток холостого хода мизерный, сердечник не насыщался и при 280 вольт питающего напряжения, трансы вообще не гудят и ничего не "светят" вовне. По деньгам же это дополнение тогда обошлось мне в сущие копейки.
  • Священный Грааль всех изготовителей трансформаторов: не должно быть неполных витков. Именно такие витки могут стать источником помех, разгуливающих по всему корпусу аппарата, либо чувствительными приёмниками оных, например в случае выходных (и уж тем более межкаскадных) трансформаторов в ламповых усилителях. Отсюда следует важный вывод для простых пользователей электромагнитных изделий: провода каждой обмотки должны выходить из одного места и быть тщательно скручены, чтобы не образовывалось никаких петель. Так же следует обратить внимание на возможные петли и исключить их как в сильноточных, так и в сигнальных цепях далее по схеме.
  • Грамотная разводка "земли" - тема для полноценного цикла статей. Здесь замечу лишь, что даже на сантиметровом отрезке проводника, неудачно послужившем частью "единой точки" заземления всего, может разгоняться напряжение помехи, будучи опять же неудачно приложенное ко входным цепям - достаточное для возникновения препротивнейшего и очень заметного "гудежа" на выходе аппарата.
  • Экранирующая обмотка, как и корпус трансформатора, должны быть подсоединены к корпусу прибора и, возможно через небольшую развязку - к защитному заземлению.
  • Фильтр ВЧ помех по питанию - необходимый компонент любого аппарата в современном мире. Об этом отдельная статья.

Уверен, что у Вас, дорогой читатель, найдётся ещё немало приёмов подавления помех, о которых полезно помнить всем нашим собратьям по страсти электронной. Даже одно доброе дело в день - жизнь прожита не зря! 😉 Так совершите же полезное прямо сейчас - поделитесь в комментариях с Миром своим опытом, знаниями!

Комментарии ВКонтакте

42 thoughts on “Тороидальный трансформатор для усилителя — снижаем электромагнитные помехи

  1. вот мои эксперименты http://dfiles.ru/files/9w9hdq0vt и дубль на h_t_t_p_:_/_/_fileshare.in.ua/7128518
    у меня трансформаторы были сфазированы и фонили (напряжение на фото 1.8в)
    теперь они в противофазе и там (смотрите фото 2) — 0.3в
    Шум уменьшился довольно ощутимо.
    Расположение трансформаторов в пространстве на шум влияния не оказывал… он в фазированном состоянии присутствовал и в противофазе был подавлен.
    Благодарю за помощь.
    Осталось побороть шум в верхнем канале (при подключении кулера в нижний канал появляется шум в верхнем). Наводка идет на черный длинный провод (экранированый) идущий с переменного резистора на вход платы верхней.

    • У вас есть чему получиться: вы исключительно быстро всё воплощаете в жизнь! Спасибо за картинки — получилась отличная иллюстрация для статьи. Надеюсь, вы не против 😉

      Кстати, если фазировка трансформаторов влияет на уровень помех безотносительно к ориентации оных в пространстве (т.е. очевидно не через магнитное поле) — я бы серьёзно пересмотрел разводку земли. Если есть желание — шлите подробные фото в личку, так, глядишь, и сочиним совместно просто необходимую уже статью про заземление 🙂

      Длинные провода к поту — хорошо бы их вообще существенно укоротить, например изменив компоновку в корпусе, если это возможно, либо же применив длинный шкив…

  2. Хорошая статейка. По поводу грамотной разводки земли — это действительно так же важно, как и остальные «мелочи». Когда-то делал усилители на 174ун7, ун14. Это были одни из первых самоделок с самодельными платами, тогда еще рисовал дорожки лаком. Долго не мог решить проблему фона 50 гц. Что только не делал, и увеличивал емкость по питанию, и дроссели ставил, и экранировал — ничего не помогало. Уже позже, узнав о правильной разводке общего провода, я понял в чем была проблема! Надо всего-лишь сводить в одну точку все общие проводники.

    А еще… Как-то лет 5 назад пришлось ремонтировать знакомому 5.1 усилитель с сабом, не очень мощный, ватт по 10 на канал + буфер ватт 25. Заменил сгоревшую TDA, проверил все кондеры по питанию, включил — работает. Собрал корпус. Включаю — фон 50гц. Закорачиваю входы — все равно фонит. Снова разобрал, включил — фона нет. Дело оказалось в трансформаторе, который при сборке располагался прямо рядом с платой усилителя. Заэкранировал транс фольгой и подключил к общему проводу. После сборки включил — фон почти не слышен. Всё проверил, отдал отремонтированный усь знакомому. Через время он звонит мне — говорит, что усилитель при нулевой громкости ловит радио. Я снова взял его на ремонт. У себя включаю — радио не ловит. Поехали нему, включили — ловит радио. Еле слышно, но ловит. Даже при закороченных входах! Я не знал, что делать. Предложил включить колонки прям рядом с усилком, без «удлинительных» проводов метров по пять длиной. Радио исчезло. Ну а при подключении длинных проводов на колонки снова заработало, причем при перемещении колонок менялся уровень сигнала (на слух).
    Я так и оставил ту проблему, не решив ее. Ясно лишь одно: провода колонок — антенна и где-то в усилителе образовался паразитный детекторный приемник, но не было времени эксперементировать, чтобы устранить эту гадкую помеху…

    • ЗдОрово! Радио на акустический кабель — классика жанра 🙂 Спасибо, Андрей, порадовали: вспомнил, как сам ловил подобное в первом своём кассетнике (весна-211, если память не подводит), в котором заменил всю начинку…

      На вскидку:
      1) Усилитель подсвистывает, вот и получился вполне приличный гетеродин
      2) Синфазный трансик по выходу — завсегда хорошо (просто ферритовое колечко на оба провода вместе, те, что идут к выходному разъёму)
      3) Плохой конструктив, из-за которого мусор с выхода просачивается на вход. Такое IMHO практически не лечится. Можно, конечно, поколдовать «зажав» частотку по входу и шаманить над разводкой, экранированием и землёй пока не надоест…

      Кстати, хороший пример, который может заставить задуматься излишне ретивых «слушателей проводов» и обратить больше внимания на схемотехнику и дизайн усилителя. 😉

      • С ферритовым кольцом я тогда и не подумал проверить. Может что-то и вышло бы 🙂
        А так, скорей всего, как вы сказали — плохой конструктив…

  3. причина оставшихся шумов — некачественные джеки + главное — «Длинные провода к поту», а конкретно от платы что сверху. (на фото видно его).
    Решением будет : укорочение провода, замена провода, доп экранирование или скорее всего
    вот такая штука http://www.diyaudio.ru/article/a-29.html
    Тогда точно можно заикаться о хайэнд классе.

    • Как всё успеть?! Аттенюатор А.Никитина (конечно же набор для всех желающих) и у меня в планах. Уже написана прога для подбора резисторов из любого ряда по критерию максимально равношаговой аттенюации (брр, как это по-Русски то сказать?). И резисторы «высококонечные» посчитаны и закуплены на 50КОм пот, много :), на 10КОм пот тоже будут, и релюхи японские «дистанционные переключатели» есть на десяток комплектов… Только времени не хватает. Эххх…

      Кстати, проектик по ссылке всем хорош, кроме одного: лучше всё же взять реле с фиксацией в обоих положениях (как сам Алексей в Creec Audio и делал), а не гудеть «цифровым» током рядом с сигналом постоянно.

      По поводу рассчётов на вегалабе занятная ветка, только опять там всё в ругань свалилось: [осторожно, вегалаб]

      Форум, форум… скандировала толпа 😀

  4. Сегодня я, наконец, добрался до своего компа, купленного еще в том году. При включении наушников в переднее гнездо «jack», даже при отключении громкости из микшера в windows, в наушниках — шум. Как-бы слышно, как работает система. А если в расположенный рядом разъем usb что-нибудь включить, шум многократно усиливается и уже становится слышно, как работает usb. Если включить наушники в разъем на задней стенке системника, никакого шума нет. Ну, думаю, сейчас разберу системник и заэкранирую провода, идущие к переднему разъему. Но после вскрытия, когда я увидел плату с разъемами — решил проблему за 3 минуты. Всё дело оказалось в том, что на этой плате (содержащей два разъема jack и два usb) общий проводник для jack и usb объединен. Хотя кабели аудио и usb, идущие с материнки, имеют каждый свою «землю», на плате «земли» вновь соединяются. После разделения «земель» путем разрезания фольги платы, я уверенно собрал системник, включил и услышал… вернее ничего не услышал в наушниках! Пока не включил проигрывание музыки. Шум просто исчез, как будто его и не было. Вот еще один пример неправильной разводки земли — не в любительской конструкции, а в серийно производимой технике. Странно, почему те инженеры не предусмотрели появление помех 🙁
    Щас просто в кайф надеть наушники 🙂 И почему я полгода мучился, «слушал работу системы» и не хотел разбирать системник…? 🙂

  5. ха прикол…. та ж ерунда и у меня .. надо вскрыть свой корпус чифтек и тоже так сделать… хоть корпус и топ уровня, но всё равно эффет такой же

  6. сделал проще ..вообще отключил эти проводки от звуковой

  7. Cобственно,а чему удивляться-то?Волей судьбы я уже лет 10 сижу на гарантийных ремонтах так называемой хай-енд техники дорогих магазинов.Не скрою,они мне платят больше за молчание чем за ремонты,т к зачастую,они не просто безграмотно собраны,а собраны с ошибками принципиально не допустимыми в радиотехнике.Кстати сказать,наши производители более внимательно подходят к разводке плат,организации «земли» и даже выборе комплектующих.Гитарные же усилители просто безобразно сделаны даже при беглом осмотре.Приходилось встречаться и с самими производителями,учитывая мой безакцентный английский,иногда забавно наблюдать за испанцами или итальянцами,уходящими от прямых вопросов под разными предлогами.Так что,кончились времена Текниксов и Перлесов,придется это принять как должное

    • Юрий, искренняя Вам благодарность за комментарии!

      Кстати, раз уж Вы на таком «рыбном» месте — подскажите, аппараты каких фирм могут вызвать заслуженное уважение у грамотного инженера? Таким образом мы ведь никого не обидим и особых секретов не раскроем 😉
      Хотя по простой житейской логике в «гарантию» как раз барахло в основном и попадает…

  8. Да тут и секретов-то больших нет,все,что отдано на сборку в желтые страны,-все идет в ремонт рано или поздно.Возвращается и после гарантийного срока,ведь что такое год гарантии?Мне очень нравится как делает технику Luxman.Он,конечно,не один,но единственный,кто не попал в ремонт ко мне ни разу.Всевозможные частные предприниматели вроде Марка Левинсона и Юнион Ресечь-частые гости,особенно ламповые.Причем косяки там серьезные-вроде заниженного напряжения накалов ламп,ну как так,если накальная обмотка на холостом ходу выдает 5,2 вольта?Такие дяденьки как Манли никакой гарантии не дают вообще,сами оплачивают пересылку и меняют один аппарат на другой.Одно только совершенно бесспорно-если хоть где-то в описании Вы надете приставку «нано»-можно точно быть уверенным-это оправдание за высокую цену,а уж о звуке там речь вообще не идет.Я пытался как-то отыскать производителя одного очень известного аппарата,ничего не получилось-нет конкретного лица,кто бы ответил на вопросы.Искал по всей Америке,-у меня там сын учится,-бесполезно,юридический адрес в паспорте ничего не дал.По шелкографии на платах вышел на сайт китайского завода,но там-ни слова на английском,одни иероглифы.Если вы хотите купить и Вам важно знать,что же делать в такой ситуации,-ответ только один-на выставках,где Вам ответят на все вопросы и дадут личные гарантии.А еще лучше-наш Музик Ангел делает очень приличные вещи и в ремонт они если и попадают,-только по вине покупателя.Но с нашими тоже нужно держать ухо востро,-только 5-10 процентов оправданы по цене.

  9. Нубский вопрос: а разве вектор магнитного поля выходит за пределы тора?
    Если нет, то откуда поле? Наводится вихревыми токами?

    • Магнитное поле возникает вокруг проводника с током. В сердечнике тора м.п. как-бы сконцентрировано. Но никто не отменял (и не скомпенсировал) м.п. вокруг внешних проводников обмоток трансформатора. Вот его-то мы слегка и компенсируем аналогичным полем второго, в идеале идентичного, трансформатора, установленного «попа к попе». А заодно и уменьшаем эдс, наведённую на всевозможных случайных или паразитных (часто неполных) витках рядом с трансформатором.

      Это, что называется, объяснение «на пальцах». За серьёзными же формулами — пожалуйста к физикам. Найдёте красивое доходчивое обоснование с картинками — поделитесь, пожалуйста!

  10. Да век живи и век учись. Про два трансформатора сложенных вместе в противофазе это отличная мысль. Жаль что я об этом раньше не знал, ибо заказал бы себе два транса а не один. Недавно вычитал на форуме как обследовать транс на предмет распространения поля. Взять маленький транс, напряжением на вторичке 6-8 вольт припаять динамик небольшого диаметра и водить трансом возле исследуемого тр-ра и слушать в динамике фон 50Гц.

    • Сергей, приветствую на сайте! 🙂
      Для «прослушки» трансов я примерно так и делаю, как Вы описали, только беру не собранный трансик, который по идее сам не должен много чего ловить извне, а катуху с разомкнутым сердечником — тот же трансформатор на Ш-образном сердечнике с убранной прямой частью сердечника, и все Ш пластины собраны на одну сторону. Я его раньше для размагничивания пользовал, а теперь вот так пригодился…

  11. По поводу фазровки:не только торы,но и ш-образники снижают фон.имею циклотрон на -х ГУ-50,для бас-гитары.выход питают 2 транса,выпрямлено с удвоением напруги,гудело ощутимо,трансы стоят почти впритык боками.После перекидывания концов первички одного из тр-ров фон практически пропал.При наладке методом тыка,без приборов и чтения спецлитературы,т.к было это лет 20 назад.

  12. Cуществует компенсационный метод устранения фона,когда на упр.сетку оконечной лампы подают часть напр-я накала или берут с отдельной обмотки в противофазе,через потенциометр,который настраивают при замкнутом входе до полного исчезновения фона.Попробовал-получилось,но когда стал прогонять усилок зч-генератором иосцилографом обнаружил в ачх провалы не только на 50 Гц но и на 100,200 и выше,правда там поменьше.Для музыкантов не критично,а на хай энд уже не прет.

    • Джон Бруски популяризирует подобный метод подавления помех в ламповых каскадах. То-то я никогда не мог с ним согласиться на все сто 😉
      По мне так тоже лучше проблему резать на корню, там, где она возникает.

  13. Не только Бруски,но и многие новоявленные «специалисты»,в том числе и японцы,к которым прислушиваются подавляющее большинство наших отечественных производителей ламповой техники, несут порой такую ахинею в своих схемах, подкрепляя свои «расчеты» просто потрясающими умозаключениями, что просто возникает вопрос сам-собой, а есть ли вообще у этого человека какое-либо образование?Неужели нужно попробовать включить 50 гц в противофазе,чтобы убедиться, что это дибилизм?Не хочу обидеть уважаемого практика,но,ребята,побойтесь бога,ну зачем прислушиваться к чужому мнению,если есть свое!Тот способ извесен с 50-х годов,когда не было других способов эффективно подавить фон,но на практике широкого применения не получил, да и не мог получить.

    • Вспомните усилители кинап от киноустановки «Украина» они особо не фонили, а емкости кондеров в питании небольшие. Правильно расчитанный транс большое дело. Уже тогда был hi-end.

      • Да и они фонили, емкости маленькие здесь и не причем,-кенотроны не позволяли избавиться от фона и наведенный фон монтажа -тоже вносил свой вклад в общее дело, но хай енд пресловутый фонит ничуть не меньше, а зачастую больше чем фонит старый ламповый усилитель, это- чистая правда.

        • Хайэнд не фонит — он так «дышит». Усилитель же, который ничего от себя не привносит — обзовут «мёртвым». Вобщем — религия, позабывашая закон Ома. 😉
          [на правах шутки]

          • Уж это-то точно! Мне интересно, а что будет следующим шагом за хай-мать его-ендом?!! Мне всегда казалось, что слабоумие, помноженное на алчность,- это последнее до чего додумаются полуграмотные недоученные выпускники профтехучилищ.Может педаль какую приклеят к усилителю, вроде акселератора, прижал-больше фон, отпустил- меньше, или исказитель какой вроде эксайтера для разнообразия…..Все равно,как ни крути, а с хай ендом интереснее жить, если бы его не было, не было бы той лакмусовой бумажки, которая сразу выявляет если не дилетанта,-то жулика.

  14. В усилителях для музыкантов это вполне приемлемо(исключая басовые),там полосу пропускания режут искуственно,малыми проходными емкостями,катодными,различными фильтрами.с другой стороны именно там важен минимальный фон,ввиду высокочувствительных каскадов часто работающих в режиме АБ2 и даже Б,с ощутимым перегрузом.Сейчас строю циклотрон своей конструкции,с трансформаторной связью перед концом(транс по равенству плеч переплюнет любой фазоинвертор).Питать буду от тороида,бублик намотан на оправе диаметром 110 мм из разбитого ПЛ от тр-ра ТСА-270,технологию намотки взял на «паяльнике»,довольно давно,первые «блины»получались неплотно,выходники на торах пели песни,но после нескольких неудач появился опыт.Прочел статью Евгения Карпова «Подавление шума сети»,где он советует секционировать обмотки и раздельно экранировать.Правда там в качестве примера железо ПЛ,но должно и на торе сработать,если поделить тор щечками,а экран резать из медной фольги сегментами и аккуратно пропаивать.Основной гемор с выпрямлением,т.к.тороид не переносит кенотронного двухполупериодника,и приходится прибегать к таким извращениям,как мост на демпферах или высоковольтных вентилях с большой площадью кристалла.А готовые мосты,совковые КС или китайци сами шумят как на свадьбе,да и большинство диодов тоже.Неплохи Д242-245,но их сейчас найти проблема.Если все получится-выложу в схеме с описанием и фотками. А вообще циклотронами увлекся давно,ввиду того что они прекрасно справляются с тяжелой аккустикой,рассчитаной на транзюки под 50-100 W. но в отличие от них справляются 15-20-ю ваттами и не портят звук.А выходник на торе позволяет получить высокую индуктивность при вдвое меньшем количестве витков чем на Ш-образнике.

  15. Гениально! Если позволите, я сохраню этот пост,-я собираю такие вещи.Вот только я ничего не понял из вышесказанного, но в этом-то и весь кайф! Только вот осмелюсь добавить, что никто и никогда даже в страшном сне не додумается резать фон подобным образом, ни в усилителях для музыкантов, ни для покойников, которым звук вообще пофигу. Разумеется,я имею ввиду людей вменяемых и имеющих представление о том,что они делают. Про циклотрон собственной конструкции-вообще круто!И про акустику, рассчитанную под транзюки.
    P.S. Хорошо ,конечно, что дети хоть чем-то заняты, хоть со спичками не балуются, жаль только ничему не хотят учиться.

    • Зачем учить русский язык? При наборе на компе ошибки видны, поэтому и не хотят учиться.

      • Да, если криво мыслить, излагать криво тоже не грех! Про трансы было известно еще до Суховского усилителя, который вообще сказать, является прекрасной разработкой, одно только остается неизменным — трансформатор, а именно так стоит называть не криво посчитанную железку, а грамотно спроектированный и изготовленный узел питания, не способен оказать совершенно никакого влияния на фон, а уж, тем более, на качество воспроизведения в звуковом тракте. Разговоры об этом — пустая трата времени.

  16. лекарство против фона может быть только одно-искать источник фона и решать проблему,исходя из конкретных условий. Фон от трансформатора чаще всего является результатом кривых рук при намотке, неверного расчета или расположения его в корпусе.Чаще всего проблемы подобного свойства удается решить не прибегая к каким-либо ухищрениям и колдовству.

  17. Включить торы в противофазе, сложив их вместе предложил Сухов в своем усилителе «высокой верности». Так называлась статья вжурнале «Радио».

    • Точно! Именно оттуда мы с Вадичем эту идею и переняли! Спасибо 🙂

  18. Сергей, подскажите, а подойдёт ли этот метод, если симметрия не соблюдается? Т.е разные по размерам торы, разная мощность (А), нагрузка(потребление), вых. напряжение вторичек, в общем не усь с одинаковыми торами и нагрузкой.

    • Сергей, способ, описанный в статье — занятный и помогает, но если трансы заведомо разные, то ощутимого результата ожидать не стоит. В конце статьи я кратенько перечислил другие методы.

      К тому же не всегда трансформаторы виновны в проникновении помех из сети в сигнал. Так например банальный мостовой выпрямитель часто работает по совместительству отличным модулятором ВЧ помехи и является виновником неизбывного гудежа, который отловить очень непросто, а лечится элементарной парой конденсаторов на корпус…

  19. Спасибо за ответ. У меня просто места мало в корпусе, поэтому и заинтересовал эта конфигурация размещения торов. Уж лучше пусть трансы будут разные, думаю наводок они больше сделаю , если будут находиться рядом, а не бутером друг на друге.

  20. Посмотреть бы хоть раз как это выглядит вживую! Сколько чего ни делал,-никогда ни с чем подобным не сталкивался,-гробовая тишина,даже обидно.

    • Юрий, Вы имеете в виду, что в Ваших изделиях трансформаторы не гудят и ничего никогда не наводят? Так это же здОрово — значит Вы просто грамотно всё посчитали и развели с самого начала 😉
      Будете в окрестностях Бельгии — милости прошу «на огонёк», на обмен опытом 🙂

  21. Спасибо за приглашение,Сережа,но,мне проще пригласить Вас в Калининград чем самому приехать.Дело не в том,что я не смогу добраться,а в том,что мне придется умереть на границе по дороге домой,-настолько не захочется возвращаться!А с трансформаторами-все предельно просто.Изначально все всегда и везде нужно делать как положено,а не придумывать причины с фоном,помехами и прочей ерундой.Я вообще в этом усматриваю скрытое желание свалить на помехи собственные ошибки.Хоть убей,но я никак не понимаю многое из того,что пишут и о чем спрашивают.Я уже как-то упоминал о слепых тестах,у меня хранится до сих пор более 1000 бюллетеней,заполненных подопытными слухачами,которые четко отражают всю картину чего они там слышат и чем именно слушают.Сейчас я уже думаю,что можно было бы и помехи в тесты включить.Результат,я думаю,был бы просто убийственным!

  22. Скрутил 2 тора, 1 12в 2х4а, а 2 меньше 12в на 4а. Наверное я не понял статью и по мимо развернуть торы попами, я и фазу первычки перекинул у одного. Намотал 4 витка и цешка показала 1.06в, прикинул много. Перепаял первички одинаково и напряжение 4 витков стало 0.18в. Это много? Учитывая что 12в это 80 витков в 2 круга, то после 80 получилось бы 3.6в вместо 12,7в холостого. Падение получается в 3.5 раза с разными трансами.
    Намотал 4 витка на 1 транс, на выходе 0.4в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *