Электроника, схемотехника, от души и с умом: для начинающих и для бывалых
аудио

Сравнительный тест Операционных Усилителей для Аудио

Сравнение Операционных Усилителей для АудиоВсё получилось как бы само собой: отлаживал я стенд для частотного анализа своих изделий, добивался минимального уровня искажений. Ведь очень хочется, чтобы за шумами и искажениями стенда можно было разглядеть то, что привносит тестируемый аппарат. В процессе отладки не смог удержаться и протестировал все более или менее качественные Операционные Усилители (ОУ), имевшиеся под рукой на тот момент.

Лабораторная установка

В качестве АЦП была взята плата XMOS “XK-USB-AUDIO-U8-2C” (на ней АЦП CS5340). Есть на ней и ЦАП, но сравнив уровень помех от этой платы, и то, что выдавала купленная на eBay платочка ЦАП на AD1955 (всего было проверено 9 различных ЦАП’ов и звуковых карт), всё неумолимо разрешилось в пользу менее претенциозного, и одновременно ощутимо менее шумного брата родом из Поднебесной (увы, оба моих FluidDAC уже не у меня трудятся). Максимально достижимым режимом для данной комбинации ЦАП-АЦП оказался режим 24 бита 96 КГц. Цифровое аудио с компьютера завёл на ЦАП через USB→I2S/SPDIF преобразователь на CM6631A.

Подопытные кролики

Характеристики операционных усилителей не всегда позволяют предсказать поведение данного экземпляра в конкретной схеме. Правды ради надо отметить, что в нескольких весьма дотошных документах на так называемые "аудио ОУ", приводится даже картинка гармонических искажений, вносимых тем усилителем (с грустным преобладанием высших нечётных г.) Чаще же там находится одинокая цифра Кг / THD.

На плате ЦАП присутствуют три сдвоенных Операционных Усилителя (ОУ). Вот схема одного канала из документации AD:

Схема аналогового выхода ЦАП. - на операционных усилителях

В полном соответствии с рекомендациями производителя, два ОУ работают преобразователями ток-напряжения (I-V converter) для ЦАП с токовым выходом, третий ОУ сводит дифференциальный сигнал в однофазный. Требования к ним различаются: ОУ в I-V преобразователе должен быть скоростным и с хорошей нагрузочной способностью, тогда как выходной ОУ (дифференциальный операционный усилитель) более щепетилен на предмет искажений по входу и выходу.

Китайцы ставят неплохие ОУ (с разборки! но это отдельный разговор), и они явно не особо вдаются в детали, так что изначально все три ОУ на плате ЦАП были одинаковыми, и результат был далёк от идеала.

После примерно двух сотен замеров сложилась картинка, которая радовала своей сообразностью тому, что в прошлом я наслушал, сравнивая различные ОУ в макете JAST-Amp усилителя. Тогда лучшим из отслушанных вышел OPA2132, чуть меньше понравились OPA2134 и OPA2604, они шли примерно на равных. Тогда же помню меня удивило вполне приличное звучание TL072. А вот OPA2111 играли совсем неубедительно. ОУ с биполярами на входе в JAST-Amp я тогда не опробовал.

Результаты измерений

Результаты измерений представлены в табличке. Не все сочетания были обмерены, соответственно остались незаполненные клеточки.


На всякий случай: ссылка на таблицу в google docs.

В таблице приведены моментальные значения коэффициента гармоник (Кг / THD) в %, частота основного тона 1КГц, в квадратных скобках - тоже величина THD, но измеренная на частоте 1100Гц. В реальности значение Кг, которое программа рассчитывает, постоянно меняется в пределах нескольких знаков младшего разряда. Лучшие операционные усилители, а точнее результаты замеров для лучших комбинаций I/V и дифференциального, выделены в таблице зелёным цветом. Совсем негодные - красным.

Самое же интересное видно на спектрограммах: какие гармоники порождает каждый ОУ, а также их различные сочетания. Цель данного обмера была - заполучить минимальный уровень всех гармоник для измерительного стенда. Однако для ЦАП, который будут слушать, вполне можно допустить преобладание второй гармоники - это будет незаметно для уха, или добавит немного мягкости звучания. А вот преобладание третьей гармоники (и высших нечётных) - сразу настораживает, стоит ли такой ОУ вообще ставить в звуковой тракт…

По каждому измерению доступны снимки экрана спектрометра. Приглашаю на ОУ-медитацию 🙂 альбом в гугл-фото.

При просмотре альбома обязательно откройте панель информации, для этого, в режиме просмотра отдельных фото, надо "кликнуть" на значок "i" в правом верхнем углу - появится информация о том, какие конкретно ОУ произвели тот спектр, что на экране.

Дифференциальный усилитель

Первенство взяли OP627, AD797A (его рекомендуют производители чипа ЦАП), и LME49720NA.
За ними с минимальным отставанием идут OPA2132, Philips NE5532N и OPA249G.
Далее кучно: OPA2134, OPA2604 и OPA2277.
Чуть после: NJM5532DD, AD827JN.
И уже с изрядным отставанием: TI-TL072CP, OPA2111, и ещё чуть хуже ST-TL072CN, THS4032I.
LM1458 лишь условно можно приписать возможность усиливать аудио сигнал.

I-V преобразователь

Победитель: AD827JN.
Совсем рядом AD797A, OPA627, OPA249G - “универсальные солдаты”, хорошо показавшие себя в обоих применениях.
Philips NE5532N, LME49720 и NJM5532DD в этой позиции работают вполне сносно.
Остальным делать там просто нечего.

Аутсайдеры

Из любопытства просвистел несколько ОУ, которые на аудио даже не претендуют.
L2722 (мощный. осторожно, другая цоколёвка)
LM358P
LME49720HA c на-eBay-я - этот оказался перебитым LM358H: сходство картинки гармоник с нормальным LM358P разительное, как-будто отпечатки пальцев совпали!

Маленькие полезности

Несколько небольших хитростей, выявленных в процессе экспериментов:

  1. Генератор в горячо любимой программуле SpectraPlus (СП) версии 5.0.27.5 оказался с закидонами: высокий уровень гармоник (на фоне применённых ЦАП и АЦП), а также периодические сбивки в сигнале, что на спектрограмме проявляется как подскоки шумового пола. Вместо встроенного генератора СП с задачей прекрасно справляется бесплатная Audacity: выдаёт чистейший сигнал, пищит ровно и беспрерывно столько, сколько нагенерируешь трэк.
  2. ЦАП при максимальном размахе цифрового сигнала выдавал неприятные искажения в широком диапазоне. Сгенерировав тестовый сигнал уровнем 0.95 (-0.5дБ) и откалибровав аналоговую часть, а также СП, удалось заполучить уровень искажений практически не различимый за шумовым полом АЦП, плюс гармоники испытуемых ОУ.
  3. Оптические приёмники TOSLINK, которые китайцы ставят на свои поделки, не тянут HiRes Audio: при беглом прослушивании тестового “бляммм” при настройке драйверов ничего незаметно, а вот на спектре вылезают всплески шума невнятного происхождения. Подключив SPDIF проводочком (на плате USB развязывающий трансик в наличии) - удалось избавиться ото всяких чудачеств при воспроизведении.

И это только начало...

Надеюсь, что данный тест-сравнение операционных усилителей для аудио, а так получилось, что он нацелен на цифро-аналоговые преобразователи с токовым выходом, поможет тебе, дорогой коллега, немного сэкономить время и усилия на отслушивании различных ОУ в разных позициях. Увы, пока не могу претендовать на точность и всеобъемлемость измерений, достойных научной публикации. Надо так же отметить, что каким-то образом ОУ в I-V преобразователе и дифференциальный усилитель влияют на результат взаимно, т.е. прослеживаются некоторые “привязанности” одной модели в дифф. усилителе к определённым моделям в I-V.

Тем не менее в итоге стенд получился с хорошей повторяемостью результатов. Так что буде понадобится протестировать ОУ, не вошедший в данный тест - всегда можно добавить интересный экземплярчик в коллекцию. Подписывайся на обновления! 😉
Буду искренне рад обратной связи: у кого какой опыт с какими ОУ, кому что оказалось полезно, или даже просто познавательно?

55 комментариев

  1. serge

    Добавил OPA627BP уже после того, как опубликовал статью.
    Наблюдение: когда гармоники ниже -110дБ и их почти не видно за шумами АЦП, насчитанные программой цифры THD, похоже, начинают зависеть от фазы луны и настроения любимой 🙂 Впрочем, электроника — это наука о контактах. И даже если контакты золочёные в тех кроватках, пыль и прочую грязь никто не отменял.

    • Иван

      Хочу поделиться своим положительным опытом — в i/u лучше всего мне понравились ad825, у них полевой вход и достаточно мощный выходной каскад, он остаётся в классе А при нагрузке 1,5 — 2 ком и напряжении в 3 В, только выхлоп, номиналы фильтров должены быть как в Lynx d37 (в этой плате номиналы в сумматоре — просто ужас!!!) , и вместо 2 — х ad823 лучше 4 шт ad825. В сумматор — ad845. И да, на ad1955, включенном по умолчанию, как в этой китайской плате, выше 48кгц лучше не подавать — цап работает некорректно — пропадает разделение каналов и идёт перегрузка на максимальном уровне громкости… Проверил на своём опыте — я ставил в свой цап pic 16f684 и брал прошивку на «аудиодесигне», у А. Чиуфолли, а там как раз в программе ошибка, нужно ноль на 1 исправить в одном месте… С ad825 и ad845 звук комфортный, субьективно очень хорошо, ничего не напрягает, как пластинка на моём «Электроника 030 стерео»…

      • Иван

        Да, и ещё очень важно придерживаться даташита на ad1955 в плане установки ферритовой бусины между цифровой и аналоговой землёй, 600 ом на 100 мГц, (если я правильно понял «600z»), я в своё время проглядел это и пришлось резать дорожки и полигон, зато полностью изчез «ехидный» окрас из звука и цап стал звучать настолько естественно, что лучше, кажется, и не бывает (по крайней мере у меня). Питание преобразователя интерфейса usb to i2s «XMOS Wavelo» у меня также через бусины (и в + питания и в -), и параллельно её питанию конденсатор 47мкф 25В. В Китайской плате (и не только), к сожалению, земли соединяются под микросхемой, и разделить их трудно…

        • Иван

          Извиняюсь за длинные коментарии, но в предидущем посте я «наступил на грабли» — цап с разделением земель бусиной не работает и уходит в «возбуд» от мощной помехи при включении унч, подключенного к нему — на выходе фон и ничего не работает… (Возможно, инженеры ad1955 испытывали в «тепличных» условиях, где нет таких помех,»для галочки», чтобы вытянуть низкий уровень шумов). (я пишу это для того, чтобы эту ошибку не повторили другие по моей вине). Вернул соединение земель, а параллельно выводам 1 и 28 ad1955 включил дополнительно к другим конденсаторам ещё и 1 мкф 63В плёнку, уровень помех стал меньше, и окрас ещё менее заметный, чем с бусиной, но мне всё — таки кажется, что с лампой было — бы лучше, но для меня сложно ввиду полного отсутствия опыта работы с ними и дискретными схемами с ОБ, поэтому… как вариант, мог — бы купить готовый настроенный ламповый выхлоп к ad1955, чтобы только его подключить к своему цап и наслаждаться крутым звуком!!! У меня есть эксперементальный экземпляр цап, было — бы неплохо испытать его с ламповым выходом!

      • Александр Ростов-на-Дону

        Добавлю личные впечатления от звучания ДАКа на микросхеме TDA1541 , которую его автор применяет традиционно без цифрового фильтра, уверяя в прорывном звучании. Так вот, всякие варианты такого устройства с операционниками на выходе привносят в звук недобрый окрас в виде подчеркивания верхушек и смещения баланса в сторону верхней средины. Но все дивным образом становится на место , возвращая в звук благодать, если на выходе работает ламповый каскад с нагрузкой в виде резистора, в виде СРПП или с трансформатором, что лучше всего. Но более затратно и сложно.
        Эта штука показала себя с лучшей стороны ещё в далеком 2004-2005 и работает до сих пор в одной системе. Звук там просто безупречный.

        • Александр Ростов-на-Дону

          Добавлю, что совершенно копеечный опер TL082 из запасов 90-х годов, Тайвань, показал себя весьма удачным в разных схемах, включая несложные усилители мощности и предварительные усилители. Радость этой микросхемки- на полном сигнале бежит до сотни килогерц и выше, синус в пилу не превращается, просто падает усиление , очень устойчивая в разном включении, для забавы параллелил оба опера , умощняя выход, прекрасно работает. Но когда приятель купил на рынке эти микросхемы и стал звонить, что форма сигнала откровенно уродская, выяснилось, что под видом TL082 была куплена махровая китайская подделка типа однополярщины LM358 . Сам продавец об этом не знал, поблагодарил за информацию.

  2. Александр Ростов-на-Дону

    ОРА 627-й классный опер, кто бы спорил. Но вот макетил как-то на нём схемку одну, корпус SOIC-8, и такое впечатление. что какой-то он….нервный что ли, на грани возбуда. дергается всё время.
    И совсем другое дело- красавец ОРА 2134, цена просто смешная за его прекрасные качества. и в плане звука ему нет равных. Хоть и читаю плевки в его адрес, что, мол, отбраковка это от ОРА2132, но отношение цена-качество у него непревзойдённое, много раз применял его в корректорах, даках, -результат роскошный.
    А хвалёные AD не впечатляют ни раза. Видимо, звук- не их стихия.

    • serge

      В защиту AD, хотя до сих пор у меня с ними аналогичный был опыт: вроде играют, но как-то без души… Так вот, поставил я в тот тестовый ЦАП чемпионов, что только что выбрал по искажениям (AD827 в I/V, LME49720 в диф.), подключил звук… и не смог оторваться пока диск весь не доиграл — так хорошо запел он!
      Так что у меня новая (шутошная!) гипотеза: если сам проводил измерения — они не врут, и звук будет хорош 😉

      • Александр Ростов-на-Дону

        Приветствую всех! Не прошло и пяти лет, как говорится…..
        Недавно опробовал полученные в дар операционники AD711, нужен был скоростной и с полевым входом операционник, как замена нашим 544УД2а. Конечно, до 544-2 711 не добежал, но справился с задачей, выдать 10 вольт эффективных на частоте 300-400кГц с усилением около 10.
        Одновременно на этом операционничке смакетил удачный и стабильный УНЧ с выходом по схеме Рода Эллиота , проект 217. Мощник этот зарекомендовал себя как прекрасный выходной каскад, стабильный , надежный и бегущий на полный газ до 800 кГц. Советую обратить на него внимание.

        • Александр Ростов-на-Дону

          Снова повозился с выходным каскадом по Роду Эллиотту, проект 217, на выходе пара Тошиба 2SA1941-2SC5198 . Питание два по 35 вольт, ток покоя 120 мА. Полоса полной мощности 800кГц, выше растет ток потребления, видимо сквозной ток появляется. Меандр и синус превосходного вида, ступенька отсутствует на любых уровнях.
          На будущее задумана раскачка этого выходного каскада или от Ланзара или от операционника типа 544уд2 , либо импорт ОР 42.

          • Александр Ростов-на-Дону

            Всем привет. Недавно опробованы лежавшие много лет без дела операционники AD711. Результаты крепко порадовали, опер превосходный, точный , широкополосный, устойчивый, выдал красивейший звук в схемке мощника. Размах выходного сигнала наибольший из всех опробованных , что были под рукой. Кстати, есть в природе и его сдвоенный вариант, кажется, звать его AD712.

          • Александр Ростов-на-Дону

            Найденные недавно на рынке настоящие операционники AD711, закупленные лет 30 назад в Малайзии, показали превосходные параметры в рабочей схеме УНЧ. В той же схеме были опробованы наши 544уд2а в пластике, результаты оказались удивительно схожи, за исключением сильного разброса по поведению у десятка наших микросхем, от идеальной формы импульса до выраженной генерации. Все поставила на место найденная в сети информация, что наши 544уд2 собственно и стянуты были в свое время с этих самых711-х, но для пущей управляемости на 8 ногу, пустую у 711-й, выведена коррекция.В которой оригинальная 711-я не нуждается и работает устойчиво в широкой полосе с усилением почти до единицы.

      • Иван

        Завершил я свой цап на ad1955 наконец, но, случайно в сети наткнулся на отличное изделие на этой микросхеме — это цап «Middle» Виктора Корсакова, когда вижу такие изделия, понимаю, как далёк от идеала… Особенно страшно в моём устройстве смотрится экран из фольги, защищающий аналоговые цепи от помех цифровой части, а причина плохого звука в усилителе наушников была в банальной земляной петле и помехам по питанию +-12В, после запитки его от отдельного трансформатора всё встало на место…

        Никак не угомонюсь, начитавшись про мультибиты и их распрекрасные свойства воспроизводить неискажённый меандр (в nos режиме, которого здесь нет), купил в Поднебесной цап на pcm 58 «brzhifi», там сильный возбуд с штатными ОУ, после замены на ne5532, вроде, меньше стало, но, всё равно звук этой реализации pcm 58 весьма посредстаенный, на осциллографе при замере сигнала на аналоговых выходах периодические всплески шума от 0 до 10 милливольт примерно (наверное, возбуд до конца не ушёл, вроде мультибит не должен шуметь при «0» сигнале… ), к тому же он не может больше cd формата…
        Ps. В связи с последними событиями придётся переходить на мультибиты Российского производства с ВП, которые работают при минус 60 градусах

        • Иван

          Ещё пара косяков косяк нашёл в своём цап:
          1). Шунтирование от ВЧ помех с помощью плёночных конденсаторов бесполезно, из — за их внутренней индуктивности они не справляеются (проверено осциллографом), гораздо лучше бутерброд из np0 и x7r керамики и электролита для снижения звона, но, в таком случае приходится разделить стабилизатор питания и эти конденсаторы (и нагрузку — цап, соответственно) резистором в 0,2 ома, чтобы не грузить керамикой стабилизатор напряжения.
          В Китайской плате, к сожалению, везде плёнка в питании, отсюда и шумы, и помехи без препятствий «гуляют» через общий провод по плате, так было и у меня, пока не установил керамику.
          2).Недостаточная ёмкость конденсатора в цепи ООС ОУ i/u ввиду того, что к выходной ёмкости цап в моей конструкции добавилась конструктивная ёмкость на «землю» соединительных кабелей (длиной 10 см, это около 14 пикофарад на один выход), если к ним прибавить паразитную ёмкость монтажа и входную ёмкость оу, получается около 30 пикофарад, плюс выходная ёмкость цап 100 пикофарад по ДШ, в итоге, чтобы сохранить стабильность и импульсный отклик ОУ, придётся поставить в ОС не менее 130 пикофарад, 100 уже есть, 30 параллельно будет в ближайшее время.
          Всё из — за плохого знания английского языка , C out dac спутал с C load out dac, смыл совсем другой!!! (То есть, я так понимаю, в ad1955 есть уже конденсатор около 100 пикофарад с каждого выхода на «землю» внутри микросхемы цап, а я думал, что нужно к выводам присоединить 100 пикофарад , , если я чего не правильно понял, поправьте меня ).

          • Иван

            По — поводу второго пункта, я увеличил конденсаторы, цап перестал работать совсем,
            это — очередные грабли, лучше так не делать и не отклоняться от даташита,
            я понял, что это лишнее, паразитные ёмкости скомпенсированы отсутствием резистора в 100 ом последовательно с 100 пикофарад в цепи ООС i/u по сравнению с схемой из даташита, и этого абсолютно достаточно, вполне возможно, что внутри цап выходная ёмкость в 100 пикофарад не совсем на «землю» , а через резистор 100 ом. Не могу найти объяснение этому эффекту…

  3. Александр Ростов-на-Дону

    NE5532 — проверенный боевой товарищ, хотя и биполяр. По свойствам и звучанию похожа на TL082, хотя последняя всё же приятнее звучит.
    Экономя на операционничках, первым ставлю ОРА 2134, за ним NE5532 и все счастливы. Макечу на доступном и в нужном количестве припасённом TL082 , на удивление нешумная, удобная, некапризная и звучная микросхемка, на ней запускаю собранную схему и если она работает- в сокету ставлю уже дорогую ОРА 2134.

    • serge

      Как же я позабыл про TL082! Исправлюсь в ближайшее время 🙂
      Одного никак не могу взять в толк: каким образом такая сложная деталь как ОУ может стоить 9 центов штучка?

      • Александр Ростов-на-Дону

        Горовиц-Хилл в своем учебнике хвалят LF411 , нет ли у вас опыта её применения?

  4. Андрей.Б.Г

    Здравствуйте. А как вы думаете на счёт ЦАП Texas Instruments PCM1792 ?

    • serge

      Андрей, приветствую на MyElectrons!
      Моё скромное мнение таково: топовые ЦАПы от серьёзных производителей все могут звучать хорошо. Вопрос лишь в том, справится ли производитель конечного устройства их «приготовить» как следует (джиттер, шумы, питание, аналоговые каскады…)
      Сам я решил сконцентрироваться на ЦАПах с выходом по напряжению — они интересней вписываются в аналоговые решения, наработанные у меня. ЦАПы с токовым выходом ничуть не хуже, просто они другие: с ними что-то сложнее (I/V преобразователь), а что-то проще (менее требовательны к питанию).

      • Александр Ростов-на-Дону

        Знаете, Сергей, много раз применял в звуке два опера 544УД1 и 544УД2, и каждый раз отдавал предпочтение небыстрому но малошумному УД1, хотя по всем приметам победить был обязан его более шустрый собрат. Так и среди дорогущих и прецизных микросхем не все могут именно звучать. А что причиной тому- одному богу известно.

      • Александр Ростов-на-Дону

        Сергей, мне как-то довелось послушать макет USB ЦАПа РСМ 2702 кажется, от ВВ . Выход по напряжению, на нём +2.5 в и вч- мазня мегагерцовая, убирается нч фильтром активным 3го порядка.
        Насчёт звучания -сказал бы, что звук в традициях среднего потребителя, лакированно- слащаво-пластиковый.
        Народ хвалит TDA1543 , несмотря на копеечную цену, есть в ней нечто особенное. Она как раз с выходом по напряжению.

  5. Андей

    Доброго времени! Что думаете насчет OPA604, очень интересен результат измерений.

    • Александр Ростов-на-Дону

      Здравствуйте! Не довелось его измерить по причине наличия отсутствия, да и результаты собственно измерений вряд ли будут кому-то интересны. Важнее само звучание, которое у разных операционников заметно отличается, несмотря на похожие показатели. В даташите нас интересуют полоса, скорость, сдвиг, нагрузочная способность, тип входных транзисторов. Остальное- на слух.

      • Иван

        В субъективном тесте в сумматоре мне больше понравился ad825 вместо ad845, хотя скорость нарастания 125 вольт на микросекунду и вход на полевиках у обеих оу, только последний 16 мегагерц, а 825 — 47 мегагерц…
        Это только подтверждение выше сказанному…

        • Иван

          Хочу заметить, это важно, если использовать XMOS Wavelo luckit.biz с цап ad1955. У Чиуфолли небольшая ошибка в схеме подключения XMOS Wavelo luckit.biz к цап — гальваническая развязка должна быть запитана 3,3 В со стороны цап, а не 5В.С ttl уровнями 5В много помех и неприятный окрас звука…

  6. Михаил

    Добрый день! Воодушевился вашей статьей и набрал китайских ОУ с али и на основе их решил сделать АП на денон дмд-2000ал! поменять операционники на ора627 и преобразователь на ад827!Можно мне чайнику подсказать куда следует ставить ора627 и ад827

    • serge

      Михаил, весьма рискованное мероприятие Вы затеяли!
      1) Одностороннюю печать на гетинаксе очень сложно перепаять не оторвав контактные площадки.
      2) Операционники из Китая могут оказаться совсем не тем, что на них написано. Я по этим граблям хаживал, тема достойная серьёзной дискуссии.
      3) Новые ОУ, особенно скоростные, могут повести себя неадекватно в аппарате, разработанном более 20 лет тому назад.
      4) Опираться только на результаты прослушивания, никак не подтверждённые измерениями — затратно по времени, и весьма ненадёжно. Наша психика играет с нами злые шутки: раз столько сил и денег вложил в это дело — должно играть лучше… и мы воспринимаем объективно худший результат как улучшение.
      5) Да и вообще, ежели нет полной уверенности в том, что делаешь… не чини то, что не сломано 😉 Тоже надо бы мне собраться опубликовать: не так давно попытался я заулучшать один ЦАП товарищу, причём основываясь на результатах измерений… ан они напахали какой-то чуши в цифровой части, и все мои потуги вытянуть аналоговый тракт не привели ровным счётом ни к чему. Зато у него теперь золочёные цанговые кроватки впаяны и он может переставлять ОУ до бесконечности.

      У Вашего проигрывателя есть цифровой выход. Может лучшим апгрейдом будет подарить ему внешний ЦАП?

      Впрочем, если постараться задвинуть мой скептицизм и посмотреть на всё через очки великого Гудвина, то PCM1702 — весьма интересный ЦАП.
      В любом случае, если найдёте Service Manual от этого аппарата — с радостью поковыряемся вместе в их схемотехнике 😉
      Судя по картинке можно только гадать, как разработчики распорядились IC405 (uPC4570c, скорее всего половина его играет роль I/V преобразователя, ибо он ближе к чипу ЦАП) и IC407 (BA15218F) и по каким критериям они выбирали данные ОУ.

      • Вадич

        Серега, да скорее начинающий радиолюбитель запорет плату с металлизацией и маленькими отверстиями, чем гетинаксину с односторонним монтажем, и как правило слоновьими отверстиями. Плетеночку в руку, лти-120 и вперед, ножку за ножкой… Только не перегревай и все будет кашерно!

        • Александр Ростов-на-Дону

          Вадич, по мне, так милее и удобнее шоколадки с парой-тройкой шин питания по краям -нет ничего. даже луженый друшлаг -зелёнка. Другое дело, продажных удобных не встречал, а свою рисовать-травить каждый раз-вилы.

  7. Александр Ростов-на-Дону

    Serge , золотые слова ваши! Много раз убеждался в том, что любой аппарат самодостаточен в пределах конструкции и задачи и улучшить что-то в разы или хотя бы заметно не получится.
    Насчёт ОРА 627 я бы поостерегся, этот опер скорректирован до К ус=5 , а мы не знаем, в какой узел он попадёт, может и свистнуть.
    В свой Филипс АК640 впаял сокету и попробовал на слух что-то «улучшить» перетыком разных микросхем. Ничего нового не услышал, оставил родную микросхемку.

  8. Александр Ростов-на-Дону

    Возился одно время с выходным каскадом для цапа на ТДА1541, получил забавный эффект: сама микросхема с резистором ом 30 дает божественной красоты звук, но попытка разогнать сигнал до приличного уровня разными схемами заметно губит звучание, исключением стал разве что ламповый каскад с выходным понижающим трансформатором или повышающий послецаповый трансформатор. Схемы на операх звучат едко, жестко или серо — безжизненно.

    • serge

      [Схемы на операх звучат едко, жестко или серо — безжизненно.]
      Александр, по моему опыту — абсолютно та же петрушка, различия лишь в степени поганости звука, что ОУ изрыгают.
      Вот только как объяснить тот печальный факт, что прежде чем осесть на CD или даже на виниле, сигнал тот проходит в студиях через множество каскадов, построенных на ОУ? Причём ОУ те в лучшем случае 5532, а то и ТЛ072 все поголовно, ежели пультик постарее. И ведь они там даже хайэндные провода не используют! (последняя фраза — на правах подколки 😉 )

      • Иван

        По своему очень, очень скромному опыту я понял, что при использовании ОУ в качестве I/U фильтровать ВЧ очень желательно ещё до ОУ, и в случае с ad1955 достаточно 8 ферритовых бусин (600 ом 0805 на 100мГц,и выводная последовательно, по две на каждый выход цап), что с конденсатором 100 пикофарад образуют серьёзное препятствие для грязи, излучаемой DS модуляторами ЦАП и всей цифровой частью в полосе 100МГц (обьективные искажения это практически не увеличит, но субьективно звук становится более мягкий, комфортный, изчезает неприятный окрас, подсмотрел такое решение в креатив саунд бластер 16), и нормальная обвязка ОУ — как в выхлопе у Дмитрия Андроникова в lynx d37 (классический, только ОУ лучше ad827 вместо Ad823, быстродействие и ток покоя ОУ также играют важную роль, у ad827 полоса частот и ток покоя гораздо больше, чем у 823).
        У меня трудится уже с полгода самодельный цап на ad1955 по мотивам Андрэа Чиуфолли и lynx d37, I2S источник — XMOS Wavelo (этот проект — usb цап 24/192 для ноутбука), конфигурация ad1955 с помощью pic 16f684, (программа с сайта А. Чиуфолли требует поправки под другой мастерклок (т.к содержит ошибку и будет нормально работать только с 12.****мгц мастерклоком), есть исправленный вариант и с отключенным цифровым регулятором громкости (всегда 100%), могу выслать, если нужно), —
        Выхлоп — на ОУ, две отдельные малошумящие tps7a4901 для питания «подтяжки» к 12В и 5В аналоговых цап, ОУ питаются от банальных 317/337, всё остальное — как в Lynx d37, цап на нескольких платах, разнесённых пространственно (для снижения помех и наводок) — эдакий «гибрид» двух проектов, звуком более чем доволен,
        по лёгкости подачи (с оверсемплингом на компьютере аимпом из CD в преоритете реального времени и режимом цап 24/176.4) качественный CD можно запросто спутать с виниловой пластинкой!!! (даже довольно кривой внешний usb cd привод «pioneer» не портит звук засчёт буферизации и многократного чтения)!!!
        Имеется усилитель для наушников на Tpa6120 с чип и дип, коробка конструкции внушительных размеров.
        Детали для этого проекта, в том числе и цап, закупал на чип и дип.
        Повторюсь, для ОУ очень важна обвязка, малые значения сопротивлений резисторов в цепи ОС убивают звук намертво при идеальных обьективных графиках искажений (на audiohobby.ru обсуждался цап на es9018 — китайский, там всё обсалютно то — же самое!!!). У Дмитрия в lynx d37 сопротивление резисторов на порядок выше в сумматоре, а конденсаторы — меньше на порядок, чем в этой платке!!! В противном случае нужен мощный повторитель для ОУ, как в lynx d48.
        Сайты — audiodesignguide.com, luckit.biz, lynxaudio.net, aydiohobby.ru.

        • Иван

          Насчёт ферритовых бусин беру свои слова назад — только прямое подключение, на токовом выходе они только «отрывают» его по ВЧ (на 25МГЦ и выше), и он «мотыляется» от 0 до +5В вместо 2,8 вольт референса, увеличивая шум дицибелл на 6 и искажения, пертится динамика звука и появляются щелчки на резких звуках, ни в коем случае их ставить не нужно!!!

          • Иван

            Всё — таки я вернул ферритовые бусины, но «перетусовал» их, так как на токовый выход цап нужны только те, которые не нарушают нормальную фильтрацию помех с помощью оу и режим работы цап — разумный компромисс между фильтрацией и уровнем помех по напряжению на выходе цап, нужно фильтровать только то, что оу не может отфильтровать (и заодно подзавалить фронты переключательных помех от дс модулятора), а лучше их поставить по — максимуму уже на выходе всего цап, как это сделано в зк «саундбластер 16» которая на древнем мультибите tda1387, (весьма музыкальная была, жаль, её кот угробил вместе с компом), тогда эффект максимальный и звук просто отличный, и, заодно выход последнего оу (сумматора и буфера) развязывается по вч от всяких «эзотерических» кабелей и не уходит в звон и возбуд из — за емкостной нагрузки.

          • Иван

            Все индуктивности, которые добавлены в сигнальные цепи и цепи питания (в том числе и ферритовые бусины) лучше шунтировать низкоомными резисторами во избежание звона и резонансов, а также фазовых искажений, недавно сам «наступил на эти грабли»… И исправил, звук стал просто потрясающий, а оу лучше всего для ad1955 использовать ad823 (линкс д37),которые рекомендует Дмитрий.

  9. Юрий

    Добрый день. Обращаюсь к serge. Если не трудно ответьте на опыте. Купил для экспериментов партию 2134 в Москве в уважаемом магазине. Показалось играют как то не так померял сопротивление между питаловом 4 и 8 нога оказалось у всех порядка 12ком.
    Это нормально? С уважением, Юрий г.Саратов

    • serge

      Юрий, приветствую на сайте!
      Честно говоря, измерение сопротивления между выводами питания ОУ мало о чём может сказать. Но ради спортивного интереса откопал OPA2134 и померил, получил 14КОм. Имейте в виду, что подобное измерение ещё и сильно зависит от измерительного прибора — какие ток/напряжение он создаёт на измеряемом «резисторе».
      Сегодня аппаратура для создания весьма качественного спектроанализатора в аудио диапазоне частот в наличии практически у каждого цивилизованного человека: звуковая карта в компьютере. Конечно, чтобы разобраться с софтом, да всё подключить — придётся потратить некоторое время. Но зато результаты измерений уже можно будет обсуждать на полном серьёзе.

  10. Александр Ростов-на-Дону

    встряну поумничать. неплохо было бы глянуть сдвиг на выходе ОУ, взяв Кус по постоянке 200-300. Вот правда и вылезет, настоящий ваш 2134 или не очень. И шумы глянуть скопом.

  11. Роман

    Здравствуйте! На алиэкпрессе продают множество Цап-ов для наушников. Все они построены по аналогии с приведённой вами схемой. Вопрос если конечный слаботочный операционник U8-A заменить чем то по мощней? Например apex pa01. Хотелось бы хоть немного раскачать 150гдш35-8 от Ноэма.

    • serge

      Роман, приветствую на MyElectrons!
      Постараюсь ответить на Ваши вопросы, частично не заданные, скорее всего в одном посте раскрыть тему у меня не получится, так что — спрашивайте дальше 😉

      «множество Цап-ов для наушников. Все они построены по аналогии с приведённой [выше в статье] схемой».
      ЦАП, что здесь на картинке, никак не предназначался для раскачки наушников. Дифференциальный усилитель и по совместительству активный фильтр нижних частот, как в данном применении, будучи выполнен на любом из известных мне ОУ, не сможет показать блестящие результаты по искажениям (что и было предметом тестов в этой статье) и одновременно удовлетворить требования по нагрузочной способности и усилению. Вполне логично напрашивается архитектура, где эти функции (диф. усь с фильтром; и усь мощности) разделены, отданы разным, более подходящим под задачи устройствам. И вот на сцену выходит обычный усилитель мощности.

      Теперь заглянем в доку по Apex PA01 (https://www.apexanalog.com/resources/products/pa01-73u.pdf). Они честно заявляют, что микруха та предназначена для того, чтобы моторы через неё крутить. И ещё делать некие Power Transducers для частот до 20КГц. Пожалуй, матюгальник какой на ней и можно замутить, орать будет громко, но о качественном звуке при честно заявленных самим же производителем уровнях искажений (Figure 13) тут мечтать не приходится. Ну что за «Audio Amplifiers up to 50W RMS» при THD даже заветные 0.03% на 1КГц лишь под нагрузкой?! А на малых мощностях — вообще туши свет. Конечно, ламповым усилителям и не такую крамолу по уровню THD прощают, но тут мы имеем самый обыкновенный «каменный» усь в классе «почти Б» (ток покоя 20мА). Есть реальные примеры успешного применения оной в качественном звуке?

      Упомянутый Вами широкополосный динамик наводит на мысль о попытке создать качественную систему, верно? Как он у Вас аккустически оформлен?

      Если уж непременно хочется качественно и в интегральном исполнении, я бы скорее посмотрел на LT1210 (где-то недавно на сайте в комментах пробегала ссылка на усь, что ребята на ней клепают). Но и она, при всей её красоте, не сможет одновременно и выходным фильтром ЦАПа работать.

  12. Александр Ростов-на-Дону

    Параметры микросхемы как у самодельного усилителя , ниже среднего. 2 Вольта на мкс , 20 кгц на полной мощности. С таким усилителем прозрачного звука не жди..

  13. Александр

    Уважаемый Serge, добрый день.
    Можно попросить вас опубликовать блок-схему лабораторной установки для проведения сравнительных тестов ОУ, которая описана в статье? Мне, как начинающему радиолюбителю, не совсем понятен данный вопрос по его словесному описанию. Заранее очень признателен.

  14. Александр Ростов-на-Дону

    Мне в свое время очень помогла разобраться с тонкостями измерения главных параметров операционников книга Иржи Достала Проектирование операционных усилителей. Там кроме теории и расчетов была масса простых схем для оценки нужных параметров. Причем, в роли прибора выступал сам операционник, а нужные параметры наблюдались на экране осциллографа . Шикарная книга.

  15. Леонид

    Спасибо за интересный обзор!
    OPA2604 — один из моих любимых аудио операционников. Удивлен разными результатами, которые вы получили с DIP и СМТ вариантами. Скорее всего вы получили их из разных источников, и один оказался подделкой. Еще один интересный чип AD8599A — очень достойный звук. Я применяю их на выходе RIAA корректора. Если напишете мне в личку, поделюсь интересными публикациями.

  16. Макс Аронов

    По усилению и величине звука у Ne5534 (на них студийные neve,ssl,studer и hi-end приборы) по прежнему конкурентов нет (ne5532 чуть меньшн по звуку но всё же звук большой и рядом), единственный конкурент это lme49710, но сильно бледный, поэтому без трансформатора на выходе будет звучать оч скучно (используется в консолях trident с трансформаторами)

    Из лучших операционников на полевых транзисторах лидер далеко не opa627, 827 и прочий современный мусор (что опять же подтверждается начинкой самых дорогихсовременных студийных приборов, которые делаются именно для максимально приятного звука на выходе). opa 2134 используется во многих современных студийных аппаратах, это тоже факт, но и он далеко не лучший, лишь имеет приятную уху особенность генерировать гармоники на высоких частотах, украшая их, хоть в целом и бледноват.

    • serge

      Макс, благодарю, что заглянули!
      Согласен, меня в своё время даже удивило, почему это ne5532 играет не хуже lm4562. А вот по поводу opa2134 немного с Вами поспорю — мне ощутимо больше понравился opa2132.
      Тема, похоже, интересная. Надо бы мне собраться да помучить разные ОУ на новом витке развития, теперь уже с AP и Prism M1…

  17. Макс Аронов

    AD797 не является пригодным для аудио так как самовозбуждается в любых условиях, и помимо бледного звука, звучит мутно на высоких из за генерации высокочастотных шумов.

  18. Александр Ростов-на-Дону

    Если вдуматься, мы сравниваем не столько операционные усилители, сколько свои слуховые впечатления об их звучании, что сильно не одно и то же. К тому же есть люди с настолько изуродованным слухом, привыкшим с звуку толченого стекла, с нехваткой высоких частот везде, где только можно, что прислушиваться к их мнению мало смысла. Агрессивные технократы, не ввязываюсь в дискуссию с такими. Потому как сам — агрессивный ретроград))) Для себя нашел несколько спокойно звучащих оперов, и все они далеко не престижные, а самые середнячки, тот же ТРА 2134, (за неимением ОРА2132), наш 544УД1 544УД2 , TL082 , и как бы ….всё. NE5534 на мой ух звучит резко и жестко. Вообще, стараюсь не применять в звуке оперов с биполярным входом, если есть прецизионные полевики . Лежит подарок форумчанина , ОРА 1612, никак не сочиню что-то суперское.

    • Александр Ростов-на-Дону

      Давняя но пока нереализованная идея корректора винила , выполненного на лампе во входном каскаде, далее коррекция пассивная и выходной каскад на отслушанном опере , который по идее сделает схему простой, с нижайшим выходным , малошумную и с могучей перегрузочной способностью.
      Кстати, недавно собрал и откатал замечательную схему для выявления перегрузочной способности корректоров , на этой схеме многие крутые схемы сдуваются , по отзывам доброго знакомого, с которым мы вместе параллельно роем эту тему. Свой ламповый корректор прогнал на самых жестких режимах, по этой методике, кор проверку выдержал достойно. Зато есть реальные картинки с экрана скопа, во что вырождается меандр на 1 кгц, если нет запаса по перегрузке. А её как раз и определяет входной каскад. Потому что дальше, за цепью коррекции, ачх линейная, сигнал невелик, перегрузка не страшна. Если Сергей Патрушин пожелает сделать тему по виниловым устройствам- я вот он, готов сотрудничать, наработки есть. Гора измерений-тоже.

      • serge

        Дорогой Александр, польщён таким предложением сотрудничества! К тому же в теме винила я сам пока сапожник без сапог: в придачу ко вполне сносной вертушке у меня какая-то свистулька в качестве фонокорректора. А поскольку в последнее время я всё больше был занят фильтрами, да ЦАПом, да смешными индикаторами (об этом отдельно), до корректора так пока руки и не дошли. Со своей стороны могу предложить обмерять совместные творения на AP и на Prism M1… Напишу в личку, замутим статейку на сайт, чтобы всем было интересно следить и обсуждать.

        • Александр Ростов-на-Дону

          Добавлю, что за годы занятия виниловой темой, точнее, измерениями попадающих для изучения ММ и МС головок, собралась коллекция ачх , весьма наглядных и полезных. Хотелось , чтобы труды не пропали и замеры сохранились. А то в былые годы , с рухнувшим компом — исчезала ценная информация, навсегда.

  19. Александр Ростов-на-Дону

    Готов поделиться всем наработанным по теме винила. А еще недавно сочинил устройство для проверки корректора на перегрузочную способность, по этому параметру многие схемы сдуваются сразу, включая навороченные .
    Расскажу и о методике измерения сквозной АЧХ головка-корректор, заодно представлю гору замеров реальных бошек, побывавших в моей лаборатории. Там много интересного.
    Жаль, на форумах разных эта информация воспринимается стеклянными бессмысленными глазами, за исключением пары фанатов этой темы . Они же- мои великие Учителя, за что им -поклон. АБ.

  20. Александр Ростов-на-Дону

    Приветствую форумчан и вас, уважаемый Серж! За время от пожеланий до их исполнения удалось кое-что натворить для виниловой темы. Результаты размещены в журнале Салон AV (salonav.com) в разделе Винил и Практика AV. Там есть замеры виниловых бошек, попадавших в мою лабораторь на обмер и обслух , а также сочиненные для народа несложные и звучные схемочки, как для ММ , так и для МС , как транзисторные, так и ламповые.
    Приобрел к имеющемуся комплекту измервинила ещё и немецкий диск ТАСЕТ от фирмы Аналог аулио Ассоциейшн (ААА) , там много полезных фишек .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.