High-end DAC за US$ 50 — возможно ли это?

 

Лампа-раритетГлавное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end'а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

 

 

 

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

 

На старт, внимание...

Китайский набор для самосборного ЦАП

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже упоминал, китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet'ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

R-core трансформаторы из набора

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП'ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Печатная плата с напаянными SMD компонентами

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

 

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Старательно шунтируем всё, что сказаноЧуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

 

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Перемычка между 17 и 18 ножками

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

 

Сопротивление бесполезно!

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Сопротивление бесполезно

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Резделённые ножки 17 и 18

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП. Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Пустое место из-под ОУ

 

Учиться, учиться, и... думать!

Веер из линейных стабилизаторов на плате ЦАП из КитаяПожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Кривые выходного импеданса LM317

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП'ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

5.6Ом резистор, пара SMD конденсаторов, пара перемычек...

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Резистор в питании ЦАП'а

 

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижаеУсилитель для наушников и более: JAST Amp - Proт "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Заменяем медленный мост быстрыми диодами

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

 

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Параллельный стабилизатор на дискретных компонентах

Стаб. на дискретных компонентах

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса [картинка].

 

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Твердотельные алюминиевые электролитыSanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

 

Не хочешь думать головой - работай руками

Зачем ЦАП'у тумблер?Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Подключаем медный S/PDIF и оптический TOSLINK

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

 

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП'ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

1000пФ добавляем со стороны пайки

 

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать здесь.

 

Какой high-end без ламп?

Наличие лампочки ещё не гарантия качественного звукаВеселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier's в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП'ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

 

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET'ы да depletion MOSFET'ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

 

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

Комментарии ВКонтакте

114 thoughts on “High-end DAC за US$ 50 — возможно ли это?

  1. Хорошая статья! Приятно читать о себе в 3-м лице! Спасибо автору за труд! Надеюсь, это только начало плодотворного сотрудничества.

  2. Статейка занимательнейшая! Тем более что сам недавно приобрел китайский цап и усь. пока жду киты думаю над питанием, может чего посоветуете т.к R-core не заказал. Еще интересно как заиграл ваш ЦАП в сравнении с девайсами до 500$?

    • Спасибо, Дмитрий, я старался 🙂 Вдохновлённый вашим комментарием ещё чуть дополнил статью про полимерные конденсаторы и интегральные стабики.

      На R-core свет клином не сошелся. Очень интересным может быть вариант, если можете заказать транс — попросите сделать для вас тор для напряжения первички не 230В, а все 300В номинального (вторички надо масштабировать соответственно). Такой трансформатор, естественно, получается на треть дороже, но рассеивает на порядок меньше.

      Лично мне звучание ЦАПов от CS очень даже нравится. Будет интересно — поделитесь конкретной схемой, может чего дельного присоветую 😉

      Про то, как запел мой ЦАП — это отдельная поэма, я здесь и сейчас просто не справлюсь всё рассказать. Два «фирмовых» аппарата за 3 и за 6 сотен зелёных нервно курят в кладовке 😉

      • Сергей, доброго времени суток! Уже почти неделю жду доставки из поднебесной, думаю через пару недель придут. Надеюсь в комплекте к китам будут схемы, которыми обязательно поделюсь в целях дальнейшего усовершенствования. В электронике я не далек, поэтому хорошему совету буду очень рад! Заказать транс возможности нет, поэтому буду покупать обычные ТП или ТПК, а может посоветуете что еще? Не подскажешь какой ток на вторичке будет достаточным для питания схемы напряжением 15-0-15 и 9-0 В.
        P.S на досуге пытаюсь прочесть даташит CS4398 )))

        • Из Китая порою едет целый месяц — и это в Европу. Плюс пара недель по России… Так что запасаемся терпением 😉

          ЦАП много току не ест: 50мА на источник пожалуй максимум. Транс, рассчитаный лишь на 100мА на вторичке — ещё поискать. Но лучше брать трансформатор с ощутимым запасом. Что-нибудь на 30VA по-моему в самый раз.

          • Для грамотного выходного усилителя. И чтобы рассеяние транса поменьше было (тут, ясное дело, от качества оного многое зависит).
            Конечно, если на ОУ огород городить — то можно и меньшей мощёй обойтись.

    • Она самая. Но это не так уж и важно — всё рассказаное в статье пригодится с вероятностью 0.95 практически для любой платы ЦАП из Китая.

    • Кстати, в цифровой части той платы пренеприятная бага: китайцы не туда завели MUTE ЦАП’а и плата шумит наипротивнейшим образом, когда нету цифрового сигнала на входе. Мне в любом случае это дело пришлось резать для того, чтобы завести внешнюю автоматику. А вот если плату пользовать как есть — лучше бы исправить.

  3. Сегодня на митино купил торы ттс1273 производства ооо павит с думя вторичками 2×15 по 0,66А для питания цап и усилителя — вышло пополам дешевле чем китайский транс. Теперь решаю вопрос, нужно ли покупать usb/spdif конвертер или cd транспорт, так как прочел что таким образом качество будет выше, либо использовать установленный на плате usb. Хотел поинтересоваться, каким источником пользуешься ты?
    Жду платы.

    • Если нет отдельных вторичек для питания ЦАП и усилителя — необходимо очень внимательно землю разводить.

      «прочел что таким образом качество будет выше» — ещё вопрос, будет ли! 😉
      Или даже так: а почему оно будет выше, качество это?

      С cm102 мне как-то пока не доводилось поиграться. Но сдаётся мне, что распространённые USB->S/PDIF конвертеры на PCM2704 вряд-ли сильно «переиграют» её по качеству. Единственный серьёзный плюс, который может привнести такой внешний конвертер — это развязывающий сигнальный трансформатор.

      Вот внешний USB->S/PDIF на TE7022 может оказаться действительно интересным решением.

      Аналогичная история с CD транспортом: если совсем бюджетненький — то без грамотной модификации вряд ли будет существенное отличие от того, что можно получить с USB, который на борту платы ЦАП.

      У меня в качестве источников пара CD-проигрывателей (пользую исключительно как транспорты) и всевозможные компы, что под руку попадутся. С компов предпочитаю сигнал гнать через TOSLINK.

  4. Есть еще следующие устройства [Edel USB] и [USB transport Flamenco] и соответственно с них снимать I2S, только в этом случае придется 1 — исключить cm102; 2 — раскошелиться.

    • Спасибо, Дмитрий, похоже, создание грамотного USB->S/PDIF упрямо вписывается в мои планы на не слишком далёкое будущее 😉

    • Таня, все эти платки-электрончики явно проще, нежели грамотное управление финансами 😉

  5. так на каких камнях собран ЦАП? я так и не понял…..

    • Алексей, да какая разница? 😉
      Если серьёзно, то прямой вопрос — прямой ответ, мне скрывать нечего.
      Приёмник CS8416, ЦАП AK4396.
      В серийной версии приёмник другой. ЦАП же этот мне очень полюбился. Некоторые считают его шумным — и действительно, если не озаботиться чистым питанием, так оно и будет. В остальном же, TI и AD на мой вкус серьёзно отстают. Конечно есть ещё претенденты… Кстати, буду рад, если поделитесь положительным опытом!

  6. Если не секрет что за схему дискретного регулятора Вы используете?

    • Роман, конечно не секрет, но пока не запущу набор для самостоятельной сборки «народного», по-настоящему _звучащего_ ЦАП в продажу — публиковать в Сети схемку не хочу. Всем, кто реально заинтересован — с радостью вышлю по e-mail.
      (сегодня вечерком постараюсь успеть отрисовать и сразу отправлю)

      • Отправил. Надеюсь, что письмо дошло и на схеме всё читается.

  7. Сергей, спасибо за схему! У Вас на схеме небольшая ошибка с отображением полевика 2N7000. По сути это простой паралельный регулятор. Вместо токоограничивающего резистора на входе лучше было бы использовать ИТ чтобы максимально замкнуть токи ЗЧ на регулятор. Емкость на входе не достаточна для стабильности регулятора.

    • Роман, делюсь с радостью. Да, всё исключительно просто, но я рад, что нашел именно такое решение — по шумам на выходе и выходному импедансу с ним не сравнится ни один интегральный стаб.
      Спасибо за обратную связь! Действительно очепятка — к счастью я ведь её не публиковал в таком виде 😉
      Про ИТ полностью согласен, так уже и сделал в новой версии. При разработке всё же основной упор был на выходное сопротивление, а не подавление грязи со входа: по входу-то там и так уже весьма чисто.
      На счёт ёмкости — надо будет помоделировать. Макет же был стабилен при любых емкостях, что я пробовал. В конечном устройстве стоят полимеры на 680мкФ.

  8. Автор, вам следует поменьше нос задирать.
    Гордыня в каждом предложении, читать тошно.
    попроще надо быть…

    • Тошно? Так зачем тогда читать-то было, себя мучить? 😉 Да ещё комментами утруждаться…
      Гордыня — возможно, смертный грех. Или гордость и желание поделиться, подсказать людям ищущим несколько идей… По делам судите. Мой трёп здесь вполне подтверждён коммерческим аппаратом, пользователи довольны.

  9. «Учиться, учиться, и… думать!»
    петросян и пижон в одном флаконе.
    прежде чем критиковать «тупых кЕтайцев», извольте доказать свою точку зрения не умозрительными экспериментами, а расчетами, моделями, опытами с осциллограммами.
    иначе это лишь ваша вера.

    • Людям добрым я задаром и с радостью раздаю свои наработки.

      Вам, уважаемый критик, тоже могу выслать полноформатный отчёт, в котором будут и конкретные схемы с расчётами, и осциллограммы, и модели и разводка. Только у Вас, увы, денег оплатить мои труды не хватит. Откуда я знаю про то, что лично Вы — нищий? Всё очень просто: успешные люди троллями не становятся 😛

      Впрочем, я Вам искренне благодарен! В последний месяц, чуть больше, совсем я позабросил свой сайт. Сейчас надо срочно прошерстить почту и ответить всем…

      Удачи!

    • Слушайте, Вы, — «критик»: прежде чем что-то сказать (тем паче написать), думайте, однако, ЧТО именно Вы хотите сказать — а то выходит простой трёп ни о чем…
      Автор сайта, коего Вы изволили уличить в «гордыне», сделал мне на заказ авторский ЦАП и предварительный усилитель, базовая основа которого как раз и обсуждается на этом сайте, ставшего, по сути уже форумом (Вам лично, коли Вы уж так заточены на критику Это ни о чем не говорит?).
      Так вот хочу сказать, что аппарат, который я получил в итоге за смешные деньги поет тАк, как никакому китайцу с его неестественным цыканьем на высоких и убогой плоскотней по сцене и не снилось. Нечто подобное производит австралийская фирма Burson Audio, но цена на их изделия за полсотню наших кровных переваливает.
      Так что не флудите, «уважаемый»… -:(

  10. Сергей, Вы пишете, что не распаивали штатный фильтр на NE5532. Тогда что собой представляет «выхлоп» в Вашей версии ЦАП?

    • Роман, в данной версии выхлоп есть моя «лебединая песня» последних пары лет изысканий 🙂 Основные идеи описаны в HotFET тут на сайте. С данным ЦАП’ом не нужен I/V конвертер. Посему я смог обойтись диф-каскадом с дегенеративной ОС, т.е. с фиксированным небольшим Ку. После идёт повторитель практически в точности как в HotFET, только J-FET’ы помощнее да в каскодах полевики со встроенным каналом (иначе количество деталюх переваливало за всяческие разумные пределы). Получился без-ООС-ный выход, достойный как низкоомных входов для «подгрузки» межблочных кабелей, так и спокойно раскачивающий любые наушники.
      На круг вышло всё равно довольно много компонентов (для пуристов-высококонечников) и весьма жарко, но при всём при том пара пилотных аппаратов поёт (на мой вкус) просто восхитительно! Собираюсь запустить в серию…

  11. Приветствую.
    Очень заинтересовала статься. Хочу себе цифровой источник, DAC и усилитель.
    Интресно, кто сравнить с AK4399?
    Как можно узнать о ценах и возможности приобрести?
    С уважением, Анатолий.

    • Анатолий, сейчас как раз затеваю ЦАП на AK4399. Очень уж душевно поёт его младший брат. О продвижении проекта обязательно расскажу на сайте. А там и до заказов доберёмся уже.

  12. Эх, Сергей, хотелось бы всё-таки получить схемку цапа на почту. С целью изучить организацию питания. В частности, интересует, что представляет из себя «стабилизатор на дискретных элементах». Это случаем не схема, близкая по функционалу к т. н. «электронному конденсатору Назара» (http://overture.org.ua/diy/psu-without-electrolytic)?

    • Astron,
      1) да, мысль шла примерно в том же направлении, что и по ссылке в вашем комментарии.
      2) я сейчас в пути — все мои кроки остались дома. всех кормлю «завтраками», простите милосердно.
      Просто пинганите меня по почте числа с 15 июля, хорошо?

    • Друзья, со временем завал полнейший пока 🙁
      Как только так сразу организуем на форуме сбор предварительных заявок. Всех, кто тут изъявил интерес — оповещу сразу же.

    • Анатолий, форум пока ещё пустышка, над ним ещё немного поколдовать надо. Доделаю — вывешу ссылку в меню прямо вверху на сайте.

  13. Сергей, концептуально мне такой вариант выхлопа нравится. Единственное, можно было бы взять все-таки AK4399. Она удобнее в разводке, шаг выводов немного больше, звук более детальный и естественный чем у AK4396.

    • Роман, полностью согласен!
      К сожалению, мы всегда бываем ограничены хотя бы по одному из параметров: ресурсы, время, информация. На момент построения проекта FluidDAC, по следам которого эта статья и получилась — самым оптимальным решением было взять готовую платку на AK4396.
      Про выход обязательно напишу отдельно: очень хорошо получилось! Теперь надо ту же стратегию применить к I/V выхлопу…

  14. Добрый день, Сергей.

    Хотелось бы услышать Вашего мнения на счет этого чуда:
    http://www.ebay.co.uk/itm/DAC-192K-24BIT-XMOS-AK4399-I2S-LME49710-USB-DAC-completed-board-wlx-/200938667405?pt=UK_Sound_Vision_Amplifier_Parts&hash=item2ec8e0bd8d

    Выглядит неплохо, но как Вы думаете — учтены ли недостатки за которые вы ругаете КИТ который в обзоре? Как Вам питание? Конвертер USB? Поделитесь пожалуйста мнением. Спасибо!

    С уважением, Дмитрий.

    • Здравствуйте, Дмитрий!
      В реале ту плату я не щупал, а по картинкам, увы, многого не скажешь.

      Вообще по моему опыту китайские производители — отличные «даташитеры» [(с) мой] 🙂 Т.е. они аккуратненько всё собирают по образцовым схемам от производителей чипов, что приводятся в «datasheet». При этом ни глубокого понимания происходящего, ни сколько-нибудь творческого подхода к схемотехнике обычно не наблюдается.

      Что до набора с eBay по ссылке — выбор основных чипов весьма удачный, я бы и сам не побрезговал 😉
      LT1085 хорошие регуляторы, но особой малошумностью они не отличаются.
      Гальвано-развязки USB преобразователя от ЦАП я не увидел — а для подобного устройства это штука, на мой взгляд, просто необходимая.
      Конденсаторы (опять же судя по картинкам) стоят сообразные.
      ОУ по выходу, надеюсь, тоже отнюдь не 741 🙂

      Вобщем, искренне надеюсь, что свои деньги платка отыграет.
      Удачи!

  15. Спасибо Вам большое за комментарий, Сергей!
    «ОУ по выходу, надеюсь, тоже отнюдь не 741 :)»
    Но, вроде, написано что стоят LME49710 в металле, или я не догадываюсь, что китайцы могут перемаркировать 741 ОУ? 🙁

    • Дмитрий, простите, это мои «шуточки утречком», часто неудачные. Хороший ОУ они поставили (у меня лежит ещё в очереди на отслушивание) — это я и хотел сказать.
      Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, когда послушаете!

  16. Обязательно как только приедет онный кит с Поднебесной, Сергей!
    Вообще у меня крамольная мысль пристроить этот ЦАП в свой Rotel-04 на его же тор 😀

  17. Сергей, раз уж мы подняли тему китайского «best of the best»…
    Как Вы неоднократно замечали, нормальной разводки конвертера USB на плате ЦАП, что называется — днем с огнем. Предлагаю решить вопрос гальваноразвязки вот таким девайсом: http://www.ebay.co.uk/itm/Teralink-ADuM4160-USB-Isolator-board-/251386177705?pt=US_Home_Audio_Amplifiers_Preamps&hash=item3a87c8a8a9
    Прошу Вашей критики и отзывы участников форума.
    Спасибо!
    С уважением, Дима.

  18. Дмитрий, обратите внимание, что гальваноразвязка на базе ADuM4160 не будет сработать с контентом формата 24/192 и DSD128. Разорвать земляную петлю по цифровому интерфейсу можно и другими способами.

  19. Да, спасибо Роман, я вот буквально только что до Вас узнал про это 🙁 Если подскажите новичку как легко и грамотно (без потери качества звука) развязать землю между компьютером и ЦАПом — это может пригодится многим! Заранее благодарю.
    С уважением, Дмитрий.

  20. Недавно покупал простую сборку китайскую на DAC TE7022+CS4398+OPA2132 с питальником по USB http://www.aliexpress.com/item/HIFI-DAC-Decoder-TE7022-CS4398-24Bit-96Khz-USB-input-with-RCA-and-headphone-output/720661418.html . Потом сделал питание отдельное, стало гораздо лучше. А теперь убрал операционник OPA2132, стало замечательно. Средние стали объемные, бас плотней и шиже, высокие чище.

    • Поздравляю! CS на мой вкус делают очень приятные ЦАПы.

      Кстати, а что значит «убрал операционник»? Пользуете один выход вместо диф выходов? Или у Вас усилитель с диф входом? Или диф каскад на дискретах или лампах?

      • Убрал операционник полностью. На дифференциальном выходе CS4398 взял плюсовой сигнал и подал на вход усилителя на TA2021 (Muse M21), соединил общий ЦАПа и усилителя, минусовой сигнал с CS4398 никуда не подключал. Почитал в инете, такое рекомендуют при подключении балансного выхода к небалансному входу. Эффект от убирания операционника налицо, только не знаю недостатки такого подключения баланса к небелансу.

      • Часто из различной техники убираю лишнее, чаще всего проходные конденсаторы. В результате детальность звука становится очень хорошей. или простая замена на лучшие по характеристикам, тесты кондеров http://www.electroclub.info/other/conders1.htm

  21. Сергей здравствуйте. А расскажите, вы перемычку резали что бы избавиться от шума при отсутсвии цифрового сигнала?Ну разрезали, а дальше как поступили, что делали?

    И второе. Может занете какой СПдиф КИТ заказать что бы без ляпов? Без ЮСБ.

    • Александр, приветствую!

      Ту перемычку, что на фото, резал чтобы разделить питание аналоговой части ЦАП и опорное напряжение. Т.е. конечно тоже с целью уменьшения шумности ЦАП’а, но в данном случае — посредством более грамотного питания. Так что если не упорствовать в экстремальной зачистке аналогового питания — можно оставить как есть.

      А вот досадный перевёртыш mute где резал — простите, не сфотографировал и на вскидку уже не вспомню. Я там много чего покромсал… Да, для mute там КМОП инвертор ещё понадобится, найду зарисовки (после переезда — жуть как всё перемешалось) — расскажу в деталях. Если у вас точно такой же набор из Поднебесной и очень надо — конечно могу и аппарат вскрыть, глянуть. Но если честно — лень 🙂

      Серьёзный S/PDIF кит у меня сейчас в проработке. Точнее полный ЦАП, но собственно ЦАП можно отрезать от платы… Раньше времени обещания раздавать не хочу, если интересно — пишите мне на почту. Но предупреждаю сразу — готовности кита, увы, придётся подождать.

      Про китайцев-даташитеров, уж простите, не подскажу: я их опробовал несколько, все (без доработки) — не ах. Больше скупать этот хлам желания нет никакого: ведь мы можем на порядок лучше, осталось лишь растиражировать… 😉

      Всего доброго!
      — Сергей.

  22. Спасибо огромный.
    Понятно. Заказываю такой же. Питание буду организовывать на отдельной плате с LC фильтрами.

  23. Добрый день, меня тоже заинтересовал Ваш S/PDIF кит, можно больше инофрмации на мне на почту?

    • Технические косяки отслушиваю в наушниках HD580, есть несколько других, но эти — любимые.
      Когда в ушах всё нравится — тогда уже можно оценить сцену и т.п. на акустике. Пока приходится обходиться скромными Thiel CS .5.
      Это если дома. Бывает, случаются интересные оказии на стороне, но это как повезёт 😉

  24. Сергей здравствуйте! Собрал схему этого ЦАПа только поменял ОУ на AD826 и исключил стаб. в цифр.части 9В т.к. питается от отдельного транса 6В. Получилось немного шумновато (фон). Не могли бы Вы скинуть схему с исправленным mute на почту.

    • Здравствуйте, Олег!

      Если фон в Вашем случае 50 или 100Гц — в первую очередь посмотрите внимательно, как протекают токи заряда накопительных конденсаторов ИВП. Чаще всего именно они просачиваются на выход — где-то развивают ощутимое падение напряжения на якобы общем земляном проводе (при неудачной разводке бывает достаточно даже нескольких миллиметров провода). Я эту плату с ОУ вообще не пробовал, так что конкретно, простите, не подскажу.

      Неправильный mute в моём случае лишь иногда давал небольшой широкополосный шум на выходе при отключении источника S/PDIF. Фоном это дело ну никак нельзя было назвать. Схемку конечно же обязательно найду и пришлю, простите за задержу — в доме до сих пор бедлам после переезда 🙂

      Но если честно, то китайские крестьяне не шибко внимательно читали datasheet на ЦАП — там рекомендуется делать mute по выходу аналогового усилителя (в доке на АК4399 более подробно, а они с АК4396 очень похожи, как минимум по общей архитектуре) — у меня так и сделано 😉

  25. скажите, а когда будет готов ваш КИТ цап к продаже?

    • Сергей, если всё пойдёт как планирую — в мае будет. Но на 100% обещать пока не могу.

  26. спасибо, будем ждать.
    Собрал такой же кит как в статье, но теперь хочется его улучшить, вышлите пожалуйста на почту схему стабилизации питания на транзисторах, описанную в статье и схему mute по аналоговому выходу.

    • Сергей,
      схему mute не смогу прислать по той простой причине, что это сильно зависит от реализации аналогового выхода, и в моём случае всем рулит микроконтроллер. Выход HotFET я банально закорачивал релюшкой на землю. С ОУ так поступать негоже и там надо разрывать цепочку — отключать выход ОУ от собственно выхода аппарата, при этом выходы аппарата не должны оказаться «завешенными» в воздухе.
      Схемку стаба отправил.

  27. спасибо за схему, собрал стабилизатор все отлично работает, теперь думаю что делать с выхлопом сейчас стоит NE5532, менял на OPA827 — не понравилось. Может опубликуете схему выхлопа на дискретных элементах для этого ЦАП?

    • Сергей, здОрово, что стабилизаторы пригодились! Я, честное слово, немного переживал, как оно заработает…

      Без лишней скромности, аналоговая часть на тему HotFET получилась хорошА. Правда на круг вышло довольно сложно и горячо 🙂
      Опубликовать её планирую… с выходом набора 😉
      Как только нарисую — могу, конечно, выслать по e-mail.

  28. да, вышлите на e-mail пожалуйста, хочется послушать ) однозначно буду покупать ваш кит на ак4399, звук очень понравился на 4396, держите меня в курсе когда появится набор

  29. Очень интересная статья. Сам озадачился проблемой качественного вывода звука со старенького компьютера, у которого есть spdif. Заказал с Китая такую вот плату. Буду крайне Вам признателен, если вышлите на email сугубо для личных нужд рекомендации по минимальной доработке Китайской платы, особенно интересует вопрос с mute-ключами.
    Спасибо!

  30. Сергей, у вас загорается светодиод 96K в этом ките? к меня он вообще не горит никогда, полярность подключена правильно, контент 24bit 96Khz и 24bit 192Khz включал, только по коаксиалу, оптику не выводил, так вот все играет но светодид не горит, в чем может быть причина? может он сам делает down-sample до 44Khz?

    • Сергей, у меня всё работает, при этом специально для 96кГц мне ничего там исправлять не пришлось. Проверьте источник — вполне возможно, что это именно он down-sample’ит, а не S/PDIF приёмник. Простейший способ убедиться — просто гляньте картинку S/PDIF на осциле при 48 и при 96, 192… Разница в частоте должна быть очевидна.

    • Сергей, добрые люди с вопросами, подобными Вашему, в последнее время меня находят регулярно. Вы позволите, я отвечу вырезкой из своего письма, что отправил пару дней тому назад?

      =====
      Отвечу несколько поверхностно, ибо в детали сейчас вдаваться банально некогда — пришли платы фильтров и надо срочно оформить их в наборы 🙂

      Был и у меня период «собирания камней» — то бишь ЦАПов-поделок китайских крестьян. Штук семь оных до сих пор где-то прячутся по углам. Откровенности ради надо признать, что они почти все более или менее успешно, но переигрывали фирмовые ПКД.

      Несколько обобщаю, но думаю, что тут я не слишком далёк от истины. Слушать все эти поделки даташитеров неинтересно. И вот почему:
      1) Ни в одном китаЦАПе не было грамотно организованного хорошо фильтрованного питания.
      2) Нигде там не было так же замечено и тщательно сделанных аналоговых частей. В лучшем случае так, как рекомендовано в даташите, и то ОУ попроще стояли, нежели рекомендованные.
      3) Печатная плата, как один из основных компонентов схемы — тоже оставляли желать лучшего, тут я имею в виду примитивненький дизайн, качество изготовления же у них обычно на уровне. Хотя встречались и весьма уродливо собранные экземпляры.
      4) Архитектура — ну не отличаются дёшевоизготовители умом и сообразительностью. Как можно гальванически завязанный USB впихивать на тот же самый ground-plane, что и цифру и аналоговую часть?! И т.д. и т.п…
      5) Выбор компонентов — тут китайцы стараются, но после всех перечисленных косяков это уже мало что меняет.

      Если хотите заведомо качественный ЦАП — купите у Lynx. У них хорошо и … дорого.

      Остаётся практически незаполненной ниша для людей ищущих и готовых приложить руки к тому, чтобы завершить изделие, но не имеющих достаточно опыта, чтобы создать грамотный дизайн от и до. Вот эту нишу Ваш покорный слуга и собирается пообжить в самом ближайшем будущем 😉

      • И ещё, по поводу того, какие чипы ЦАП лучше.
        IMHO топовые микросхемы ЦАП ото всех серьёзных производителей находятся примерно в одной «весовой категории». Различия конечно же есть, но уже на уровне персональных вкусов и предпочтений. При этом личный опыт индивида может говорить о другом (типа BB лучше чем CS, или AK круче всех, или нет счастья без Sabre и т.д. и т.п.): причин тут много, например «голос» ЦАПов с токовым выходом в огромной степени зависит от реализации I/V конвертера. В то же время ЦАПы с выходом по напряжению с фильтрами на переключаемых конденсаторах исключительно привередливы к качеству источников питания и опорного напряжения, а вот выходной повторитель там может быть и попроще.
        Так что видится мне, что ни китайцы, ни большинство «фирмачей», просто «не умеют их готовить».

  31. Сергей, спасибо за подробный ответ, буду дожидаться вашего кита. Я так понял уже можно приобрести киты фильтров? подробности в личку, пожалуйста.

    • Наборы фильтров вывешу на сайт в самом ближайшем времени. Об остальном — ответил по почте.

  32. Здравствуйте, у меня такой вопрос. Не грешат ли китайские товарищи перепиской — перемаркировкой цапов? Помните как оно было одно время с 386-ми Интелами?

    • Виктор, приветствую!

      Мне сложно представить, какой ЦАП и зачем можно перемаркировать, да так, чтобы он ещё худо-бедно работал, будучи применён под новым именем. Надёргать откуда-нибудь старья и запродать — это они запросто.

      Про то, что в Поднебесной перемаркируют дорогие ОУ — знаю от уважаемого разработчика.

      Выпаянные старые полевые транзисторы с красивой маркировкой с идентичным кодом даты и переваренными ножками, а так же текучими (читай — битыми) затворами имею в своей коллекции. В приложение к ним — признание продавца, что мол да, не новые.

      Ещё, похоже, тянут откуда-то откровенный брак и распродают.

      Надо будет выложить мою личную коллекцию на-ебай-ных ляпов в отдельную статью…

  33. Здравствуйте! Собираю сейчас запчасти для высококачественной трехполосной АС, думал, что для качественного звука этой системы плюс компьютер будет достаточно но попался случайно Ваш сайт и эта статья о ЦАП и понял, что без него качественный звук никак не получить. Полез на Алиэкспресс за нужным ЦАП-ом и там выбор пал за двоими вариантами, один с чипом AK4396 как в статье и более новым AK4399, подскажите, какой лучше взять? Ведь не все новое оказывается лучше старого и проверенного любителями качественного звука, а цена за новый гораздо выше. Также попался на том же китайском магазине вариант готового ЦАП-а в корпусе и с предуселителем для наушников, очень понравился такой вариант, вот — http://aliexpress.com/item/Aune-X1-MK2-24bit-MINI-USB-DAC-USB-PCM1793-DAC-Upgrade-New-Brand/683670370.html?s=p . Хотелось бы реализовать его именно в таком исполнении:), очень удобно и красиво:).

    • Имел в виду, что хочу не купить этот готовый ЦАП в корпусе, а купить плату с AK4399 и сделать из него нечто подобное как по ссылке:). Вы вероятно из своего ЦАП-а и задумывали сделать нечто подобное?:).

  34. Скажите пожалуйста. На плате 4 светодиода. Power, 96K, Error, No Auodio.
    Что они обозначают и в какие моменты должны загораться? Ну с первым понятно.
    Цифровой фильтр по I2S шине не думали приделать к этому ЦАПу?

    • Power — когда подается питание на плату
      96K — загорается когда аудиоматериал имеет частоту дискретизации сигнала выше 88Khz
      Error — ошибка, горит в том случае если подается сигнал с неподдерживаемыми частотами, у меня загорается когда пытаюсь воспроизвести 32bit 384Khz
      No Audio — не подключен или отсутсвует SPDIF сигнал

      что значит цифровой фильтр i2s? можно конечно подключить свой внешний i2s источник к данному цапу в обход родного CS8416

  35. Не, Вы не поняли. Я имел ввиду что оставить CS8416, потом ЦФ, ну пусть хотя бы SM5842(или что-то лучшее) а дальше наш АК4396.

    У меня так.
    Power — горит всегда
    96К — горит сразу при включении когда СПдиф не подключен.
    Error — горит если СПдиф провод не подключен.
    No Audio — не горит никогда.

  36. Здравствуйте, Serg! Есть ли у Вас уже свой набор для изготовления ЦАП? Если да, то какая цена и можно ли приобрести его в Москве?

    • Здравствуйте, Алекс!
      Набор ещё в работе. Очень надеюсь поспеть с ним к осени. Как только будет о чём говорить (отлаженный образец, впечатления, фото…) — сразу же оповещу всех заинтересованных. Тогда же можно будет и о цене договариваться. Обещаю, поначалу будет совсем недорого, практически по себестоимости, хотя Китай на ценовом ринге мне конечно не обыграть.
      Рассылаем по всему миру.

  37. Здравствуйте, Serg!
    Прошу добавить меня в список интересующихся покупкой набора для изготовления ЦАП.
    С уважением, Дмитрий.

  38. Добрый вечер,
    Захожу к вам на огонёк. Интересная тема. Добавлю лишь пару строчек для общей картины.
    Недавно появившиеся чипы-контроллеры ХMOS очень хорошо справляются с задачей передачи высоко качественного звука, до 384КHz через USB. И с житерром у них всё отлично, последние разработки XMOS имеют житер порядка 4ps.
    И звучат они очень и очень хорошо!
    Единственный недостаток, как уже вы сказали неправильно разведённые земли и запитка.
    Насчёт «качественного» звука от обычных Цапов:
    Дело в том что проблема в самих цифровых фильтрах, низкого качества они созданы дабы «терять» информацию…т.е. искажать звук, лучше их заменить на отдельные фильтры-чипы а ещё лучше просто выбросить…вот тогда можно насладится воистинну оригинальным звуком…естественно если аналоговая часть будет на высоте без ООС…

    З.Ы. Заинтересовался ыашим усилителем HotFet если не сложно можно сбросить на мыло
    Заранее благодарен
    Дмитрий

  39. Здравствуйте,форумчане!Серж,как приобрести Ваше произведение звукового искусства?

  40. Сергей, а как вы относитесь к использованию керамических фильтров по входу стабилизатора, а также резисторов (около 1Ом) на его выходе?
    Говорят очень действенные меры против самовозбуждения и подавления помех.

  41. Керамические конденсаторы должны использовать со стабилизаторами способными устойчиво с ними работать. Включение каких-либо резисторов после стабилизатора с целью «сбить» резонанс образорванный низкоимпедасной емкостью — совершенно идиотское решение и разряда «сами создаем себе проблемы и затем героически их решаем».

    • Согласен, и по вашему мнению какие из серийных стабов коректно работают с керамикой…..?

  42. Роман спасибо за ответ. Но…
    1) Я имел ввиду керамические ФИЛЬТРЫ, а не конденсаторы! Скажем, BLM41PG471SN1L — это вам о чем-нибудь говорит?
    2) Вот вариант с резисторами на выходе стабов http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=59390 — ВОЗМОЖНО, у вас все же имеется ли конструктивная критика на этот счет?
    Заранее спасибо.
    С уважением.

  43. BLM41 это не керамический фильтр, а ферритовая бусина. В апноуте Muratа прекрасно расписано для чего такие компоненты нужны.
    По поводу резистора после стаба. Стаб ставят не просто чтобы тупо ограничить напряжение, а еще для того чтобы получить низкий и ровный импеданс на шине питания во всем звуковом диапазоне. Ставим трехногому стабу в нагрузку низкоимпедансную емкость — ожидаемо получаем возбуд. Ставим резистор на выходе — сбиваем резонанс, но просаживаем импеданс на шине питания. Спрашивается зачем? С таким же успехом можно просто поставить стабилитрон и будет даже лучше.
    Возьмите тот же LM317 со стандартной обвязкой и попробуйте в симуляторе построить кривую импеданса. И затем играясь номиналами попробуйте получить ровный импеданс хотя бы до 5 кГц. Сразу скажу — сразу хрен получится, придется поупражняться. И выясняется, что наилучший результат получается при определенной разнице напряжений вход-выход (!), определенном токе нагрузки (!) и определенных номиналах обвязки. Таким образом к обвязке стаба нужно подходить с умом, вкрячивание от балды емкостей с конскими номиналами, резисторчиков типа 1 Ом и т.д. приводит гарантированно к хреновому результату.

  44. Нет там никаких вариантов. Графики подтверждают сказанное мной. Читатай выводы в конце:
    The morale of this story? If you see an LM317, or about any other three-leg regulator for the matter, chances are someone already did a perfect job of screwing it up for you.

    Трехногие стабы, я бы сказал так — ограниченно пригодны для аудио. Лучший вариант не использовать их в аудио вообще.

  45. Народ! У меня вот уже 2-й год «день и ночь» напропалую пашет авторский ЦАП и предварительный усь, собранный автором этого сайта — Serge. Вещь я вам скажу выше всяких похвал! До сих пор «тащусь» от звука (наушники). mp3 — фф топку! -:)) Огромное спасибо, Serge! Всем рекомендую. Без всяких там рекламы — пишу что есть. Удачи всем.

    • Спасибо, Олег, на добром слове!
      Отвечу всем сразу: у меня в жизни сейчас очередной перенапряг по времени; с электроникой, в общем-то, напрямую никак не связанный. Вот даже на дельные вопросы/комменты отвечать не успеваю. Простите милосердно!
      Успехов всем нам!

  46. 2-й год, а мы все еще не имеем возможности его пощупать? Нехорошо, Сергей — жизнь коротка 🙂 ЦАП подавайте!

    • 😀
      БУДЕТ!
      Публичное заявление:
      Если к Н.Г. 2015 не будет от меня реальных новостей по поводу ЦАП’а — можете закопать этот сайт нафиК.

  47. Сергей, заинтересовался вашим подходом подавления ВЧ-помех резистором по входу линейных стабилизаторов. Скажите пожалуйста резистор нужно подключать сразу после диодного моста ДО первого конденсатора подпитывающего LM317 или пусть конденсатор питается от моста, а уже ПОСЛЕ него бросать резистор на вход стаба? И не лучше ли использовать в этом случае ферритовую бусину? Спасибо за ответ.

  48. Сергей с наступающим! Есть новости по ЦАПу?
    Очень интересует возможность заказа.

    • Кирилл, с Новым Годом! 🙂
      Над ЦАПом работаю в параллель с несколькими другими проектами, правда остальные много проще 😉 Пока сложно даже сроки загадывать, обещать.
      Как только что наметится реальное — опубликую обязательно, всех оповещу.

  49. А я было надеялся… Думал пару тройку деталей перепаять и заиграет как надо, а вы… вы мечту…
    Нет, мир аудиофильских изысканий полон тайн, не всякий его постигнет.
    Ошибка в том, что аудиофила не учат правильно передавать звук, а ведь это могло всем помочь — китайцы бы не делали псевдоаудиофильских китов, а мы бы их не покупали. Да что там говорить? Даже ламповое звучание можно было бы эмулировать программно, не прибегая к постройке лампового аппарата. Ведь гармоники добавить — не убрать!

    • Про мечту — понравилось 🙂

      Да, было бы всё просто — не бодались бы полвека с переключательными искажениями и петлевыми ООС.
      Китайцы, надо отдать им должное, вполне прилично уже собирают по даташитам от производителей. Попадались образцы примерно на уровне Asus Xonar. Если же хочется лучше — тогда либо за большие деньги, и то не факт, либо — самому 😉
      Вот если бы можно было _убрать_ гармоник — тогда и вправду айда все за компутеры. А пока придётся доводить до ума аналоговую схемотехнику…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *