Электроника, схемотехника, от души и с умом: для начинающих и для бывалых
аудио

Дорабатываем CD-проигрыватель: сетевой фильтр

Достраиваем фильтр сетевого питания в CD-проигрывательСвои проигрыватели компакт-дисков я нынче использую исключительно в качестве транспортов. Серьёзно занявшись постройкой ЦАП'ов очень быстро понимаешь, чего стоят серийные аппараты среднего (и даже много выше) ценового диапазона. Аккуратно сделанный внешний ЦАП переигрывает их безапелляционно. Тем не менее стремление к совершенству неизбывно. А допаять приличный фильтр сетевых помех в этот проигрыватель я собирался уже давно.

Подготовка статьи про фильтр сетевых помех для аудио вынудила меня взяться за ... пилу! Вот так грустно и пусто выглядел отсек питания проигрывателя:

Рудименты фильтра питания в фирмовом аппарате

Там были предусмотрены в лучшем случае лишь блокировочный конденсатор и синфазный трансформатор. Защитного заземления заведено не было в принципе, так как сэкономили даже на сетевом шнуре: поставили двухпроводной. Решение "резать!" пришло сразу же 🙂 Сталь корпуса, пусть и обмеднёная, маленькой скоростной "жужей" типа "Dremel" или подобной, режется очень легко. Универсальный трёхпроводной "компьютерный" сетевой разъём IEC C14 встал на задней панели, где ему собственно и место, как родной.

Универсальный трёхпроводной сетевой разъём

Очень хотелось использовать разъём со встроенным фильтром, как на заставке к статье про фильтры, но тогда никак не получилось бы развязать сигнальную и защитную земли: выходные RCA уже были жёстко посажены на корпус горе-разработчиками, а все разъёмы с фильтром, что у меня имеются, так же усаживают защитную землю на кузов.

Не перестаю удивляться несоответствию цены, безграмотности разработчиков и помпезности покрытого медью корпуса. Они ведь там даже шурупы обмеднили! 🙂

Пришлось немного поколдовать над платой, несколько дополнительных отверстий, пара перерезанных дорожек, и вполне адекватный фильтр уместился "как тут и былО":

Фильтр своими руками

Возможно, меня обвинят в некотором снобизме, когда я заявляю о бездарных японских электронщиках. Но что же делать: они просто расписались в том, что не изучали даже технику безопасности в своих японских институтах. Пусть на фильтре сетевых помех они сэкономили, но не было там даже сетевого предохранителя.

Очевидно, что А/Б тестирования с фильтром и без оного я не проводил. И рассчитывая на отличное подавление джиттера в моём FluidDAC я не ожидал услышать особых изменений в том, как заиграет комплекс после описанной доработки транспорта. Но всё же кажется мне, что на звуковой сцене как будто порядок навели: сделали влажную уборку и проветрили помещение, музыканты расселись поудобней, в зале включили мягкий свет и только после этого пригласили меня на концерт... 😉

10 комментариев

  1. Pingback: Качественный фильтр сетевых помех для аудио + своими руками | MyElectrons.ru

  2. Сергей Бегайкин

    Здравствуйте Serge,

    Разу уж я нафлудил у Вас по теме сетевых фильтров, то решил поделиться и опытом твика Technics 770. 🙂 Я конечно с ним не могу претендовать на класс Ken Ishiwata, но всё же несколько мыслей если позволите.
    После доработки фильтра питания по вашей схеме зародилась у меня надежда, и не засыпала до 3х утра. Некоторое время назад разжился я платой заземления(ground bar) из цельного куска меди покрытой серебром. Такие используют в телекоммуникационном оборудовании для заземления, вешаются на стены, на них прикручивается земля от стоек. Те, что поменьше (напр.10х10х1см) используются для AC, побольше с большими токами до 50х30х3см используются для DC 48V.
    Взял я её домой, прочитав где-то на просторах, что в одном из CD плееров Hi-end применена такая пластина под транспортом для уменьшения паразитных наводок
    Так вот вчера, уже отчаявшись доработать техникс, я вдруг вспомнил о ней, достал, она с дырочками, через них я прикрутил её к плате spdif на транспорте снизу на некотором расстоянии с заземлением серебряным проводом на корпус, плата была не экранирована изначально. Свершилось. Все чего я не смог сделать в аудиотракте, а делал я много с заменой всех ОУ, многих резисторов и конденсаторов, получилось сделать в цифровом приемнике. Я даже не поверил сначала, переслушал все диски, в которых были сомнения в их подлинном фирменном изготовлении и нашёл таки все инструменты, которых даже не было слышно. Уж не знаю, что произвело наибольший эффект, масса ли пластины(грамм 200) или её экранирующая способность, но динамический и частотный диапазоны расширились очень сильно. Этот факт кстати говорит в пользу теории о том, что ЦАП изначально действует по статистическому алгоритму- в современных сотовых телефонах такие алгоритмы сразу заложены. То есть на приеме есть какая то часть потерянных или неправильных бит, которые нужно куда-то девать и ЦАП(или ЦФ) вынужденно ограничивает динамический диапазон снизу, чтобы убрать этот шум. а поскольку ВЧ и послезвучия часто идут на низких уровнях, то и режутся они сильнее. Концептуально получается, что переделка аудиотракта не может расширить динамический диапазон, если он был создан не совсем плохо. ОУ меняют динамику звучания, конденсаторы по частотам что-то переигрывают, могут шумы убирать, если правильно подобраны. Разводка цепей помогает улучшить общий баланс и расстановку инструментов, но оказывается, что и цифру нельзя исключать из твика ни в коем случае.
    Меня конечно спросят. а зачем возиться со старым устройством, которое с рождения не было задумано для радости прослушивания. Но дело в том, что он у меня как мечта был с 90х годов. Всё как-то руки не доходили и слушать времени не было. А мечта воплотилась таки в жизнь. Кстати, Вы можете смело использовать мои выкладки в теме про фильтр, формулы взяты из книги Волошиной про АС. Я в прошлом году собаку съел, чтобы из кроссоверов старых JBL что-нибудь звучащее сделать. Хотя в акустике всё гораздо сложнее по сравнению с питанием.
    Кстати, после доработки фильтра питания, в отдельном USB ЦАП высокие частоты стали как будто мягче, протяжённее, без «шерстинки». ЦАП я построил на основе китайского DAC вместив его в корпус эквалайзера technics GH70(ну очень красивый даже по современным меркам) задействовав только графический модуль, и добавив доработанный усилитель для наушников из старой же деки technics RS-AZ7. С декой уже вряд ли что-то сделаешь, а вот остальные модули, включая твикнутый усилок, пригодились таки. Желаю и Вам удачи в поисках совершенного звука.

    • serge

      Сергей, искренне рад, что всё так хорошо сложилось и музыка зазвучала по-настоящему!

      Для записи на компакт-дисках действительно используется т.н. избыточное кодирование, допускающее потерю и последующее восстановление данных (код Рида-Соломона). Восстановление данных происходит в цифродробилке ПКД. При прочих равных если скорректировать ошибку чтения не удалось — как поведёт себя ПКД зависит от конкретной реализации: будет ли это шум, mute, или некая интерполяция с последующей фильтрацией.

      Аудио-данные, передаваемые по IIS и S/PDIF уже не содержат никакого избыточного кодирования. Любая ошибка на уровне этих интерфейсов приведёт либо к явному шуму на выходе ЦАП, либо будет опознана цифровым приёмником и/или цифровой начинкой ЦАП и (в цивилизованном воплощении) результатом должен быть mute (тишина).

      Тем не менее тщательная экранировка, чистое питание и прочие меры «тюнинга», обычно в первую очередь применяемые к аналоговому тракту, в полной мере осмыслены и в приложении к цифровым узлам. Для того, чтобы обосновать их позитивное влияние, нет необходимости вдаваться в дебри цифровой фильтрации. Объяснение тут относительно простое: джиттер. Дрожание, неравномерность поступления цифровых отсчётов в ЦАП впрямую приводит к искажениям уже аналогового сигнала на выходе оного.

      Интересный получился у Вас рассказ про доработки и про ЦАП. Вот бы с картинками, да в статью это дело оформить 😉

      • Сергей Бегайкин

        Serge, скажите пожалуйста, я правильно понял, что Вы статью на этом сайте выложите? Лучше разбить на несколько.статей по каждому устройству отдельно? Как с Вами связаться?

        • serge

          Сергей, конечно же сюда, на сайт! Чтобы все читали и радовались 😉
          Ответил на e-mail.

  3. Сергей Бегайкин

    Я тоже начал склоняться к большому джиттеру, как основной причине неудач на первых порах. Постараюсь в ближайшее время сделать фотографии, попробую и статью подготовить.

  4. Виталий

    Сергей, а схему то Вы и не открыли )
    Интересен вариант для двух проводов (очень часто встречаемый)

  5. DusterLocuster

    сэкономили даже на сетевом шнуре — и использовали самый поганый гетинакс который только нашли, видимо на китайской свалке забесплатно. Китайцы сейчас даже в однодолларовые зарядки ставят FR4, зато какая-нибудь Sony на раз огорошит таким позорищем в дорогущем устройстве. Монтаж в отличие от морды с позолотой мало кто видит, тем более что «лирики» все-равно задвинут тему про офигенное звучание, психоакустика штука такая.

    А ферритовое кольцо наверное логичнее ближе к вводу сетевого шнура в корпус сделать? Вы же им с внешними помехами боретесь, а не внутренними, так? Ну там от соседей с импульсными источниками питания без фильтра и всем таким? У вас приличный шмат нефильтрованого провода в корпусе отвисает — и подрабатывает антенной, излучая эти прелести в корпус. Логично кольцо/ferbead к самому вводу в корпус перенести чтобы срубить это прямо там. От 50Гц колечко вообще не спасет, от излучений самого устройства — тоже так себе, на низких частотах оно ни о чем.

    • serge

      Верно подмечено про колечко у самого ввода питания в корпус! Давно это было, в начале века 🙂
      Односторонний гетинакс можно и сегодня встретить в самом что ни на есть хайфае — сони, маранц, онкио, … Причём односторонний с тонной перемычек! бррр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.